Андрей Васильев: «Цель – выпускать под ключ комплексные решения»
Гендиректор «ТМХ-Энергетические решения» о двигателях для БелАЗов, дизель-генераторах для АЭС и освоении новых рынковПроизводство отечественных двигателей – одно из важных направлений импортозамещения. Однако будущее не только в отработке отдельных элементов, но и в создании комплексных систем для разных видов транспорта и энергетики. Как создаются инновационные разработки в одной из самых науко- и инвестиционноемких отраслей промышленности, почему важно осваивать новые рынки внутри страны, рассказал гендиректор «ТМХ – Энергетические решения» Андрей Васильев в интервью приложению «Ведомости. Промышленность и инфраструктура».
– Одна из задач, которая ставилась при формировании «ТМХ – Энергетические решения», – развивать производство дизельных и электрических двигателей, генераторов и некоторых других видов техники, чтобы, с одной стороны, закрыть потребности ТМХ, с другой – выйти на другие рынки, где применяется подобная техника.
Вторая цель – создать предприятие, способное выпускать под ключ комплексные решения для движения техники. Двигатель лишь один из элементов системы, обеспечивающей движение локомотива или судна, нужен еще генератор, преобразователь энергии, аккумуляторы, возможно, накопители энергии и проч.
Когда производитель техники закупает элементы системы движения по отдельности, он вынужден самостоятельно разбираться в нюансах взаимодействия между ними. Мы хотим снять с него нагрузку и создавать комплексные решения. Для некоторых видов транспорта мы уже их предоставляем.
Мы активно движемся к увеличению в портфеле доли новых для нас рынков. Наша цель – достичь соотношения 50 на 50, где половина выпуска продукции для железнодорожной техники, вторая – для судостроения, резервной и автономной генерации. Сейчас у нас в портфеле порядка 40% объема заказов – это продукция не для транспорта.
– В нашем случае это решение было, безусловно, выигрышным. Во-первых, оно дало возможность сконцентрироваться на эффективности: находясь в тени производства локомотива, выпуск дизельного двигателя не рассматривался как отдельный бизнес, внимание к экономике его производства, к накладным расходам было снижено. Выделение в отдельное предприятие позволило увидеть недостатки и проблемы и быстро их решить.
Во-вторых, выделение производства двигателей в отдельное предприятие толкает нас к тому, чтобы искать разные возможности для применения наших решений. Так, в частности, мы развиваем выпуск техники для распределенной энергетики: в прошлом году доля подобных заказов в нашем портфеле составляла меньше 1%, в этом – рост вдвое, и дальше будет больше.
«Санкции влияют не только на российскую промышленность»
– Если говорить про традиционное для нас направление, то для локомотивов мы создали и сегодня испытываем новый двухтопливный газодизельный генератор 16ГДГ – речь о создании газовой тяги для магистрального подвижного состава. Думаю, в следующем году мы будем готовы поставлять его для производителей локомотивов.
Также я бы назвал двигатель для карьерных самосвалов БелАЗ. Санкции влияют не только на российскую промышленность, но и на белорусскую, в том числе БелАЗ. Создание отечественного двигателя для этой карьерной техники стало серьезным вызовом. В настоящее время несколько десятков самосвалов с этим двигателем (дизель-генератор 16-36ДГ серии Д49) находятся в опытной эксплуатации непосредственно на карьерах, мы отслеживаем их работу.
Один из флагманов нашего производства – двигатели семейства Д500. Они самые большие в нашей линейке, обладают самой высокой мощностью среди серийно выпускаемых в России (например, мощность дизель-генератора для АЭС составляет 6300–6400 кВт, газодизеля для судов – 5500 кВт).
Сейчас мы дорабатываем двигатель Д500, для того чтобы использовать в качестве топлива природный газ. Такой двигатель можно будет применять в распределенной энергетике.
– Газопоршневый двигатель 1-9ГМГ. Сейчас его опытная эксплуатация ведется на площадке компании «Газпром нефть».
В нашей линейке также есть дизель-генератор для малой энергетики с диапазоном мощности от 1000 до 1700 кВт, газопоршневая электростанция с газовым двигатель-генератором, дизельная электростанция мощностью 1500 кВт.
«Промышленность позволяет создавать двигатели на переменном токе»
– Асинхронные двигатели обладают целым рядом преимуществ перед коллекторными. К таким преимуществам можно отнести относительную простоту конструкции, высокую надежность и долговечность из-за отсутствия в двигателе скользящих контактов и щеток. Асинхронные двигатели лучше переносят перегрузки, легко запускаются даже под нагрузкой и прекрасно справляются с режимами работы, где требуется частый запуск и остановка. Асинхронные двигатели имеют, как правило, более высокий КПД. В конечном итоге асинхронный привод экономичнее, чем привод постоянного тока.
В настоящее время мы считаем базово правильным переход от коллекторного на асинхронный тяговый привод, тем более это экономически оправданно.
– Чтобы переходить на асинхронную тягу, нужно развивать как производство самих двигателей, так и производство преобразователей и управляющих элементов.
У нас есть несколько собственных разработок асинхронных электрических двигателей. В частности, двигатель ДТА-380 для электропоезда «Иволга», который можно встретить на Московском железнодорожном узле, а также много разработок для разных видов транспорта.
– Экономия электроэнергии. За счет целого ряда преимуществ, начиная от возможности рекуперации – возврата электричества за счет энергии торможения.
В общем и целом мы считаем, что экономия электроэнергии от использования асинхронной тяги составляет 25–30%. Но эта экономия достигается не в моменте, а на дистанции эксплуатации. В будущем мы рассчитываем стать головным дизелестроительным предприятием для «Росатома». Тут необходим не только поезд или локомотив, который может генерировать энергию обратно, а также соответствующие изменения во всей инфраструктуре. Они происходят не мгновенно и не всегда, но со временем это, безусловно, оправданно.
«Взаимодействие с атомной отраслью – отдельная задача»
– Все, что касается взаимодействия с атомной отраслью, – это отдельная задача, как инженерная, так и организационная, потому что там свои стандарты безопасности, надежности, организации производства, производственных систем. Многому нам пришлось обучаться и внедрять это в свое производство. Для системы аварийного энергоснабжения АЭС уже сегодня мы серийно изготавливаем дизель-генераторы и поставляем их совместно со всеми вспомогательными системами в составе дизель-генераторной установки для строящихся АЭС в России и за рубежом.
Сейчас в стадии исполнения контракт по поставкам дизель-генераторных установок для АЭС «Эль-Дабаа», которую «Росатом» строит в Египте, поставка оборудования начнется до конца года.
В будущем мы рассчитываем стать головным дизелестроительным предприятием для «Росатома».
– В первую очередь мы бы хотели освоить домашние рынки, самый ближний для нас – рынок распределенной энергетики. После того как мы получим соответствующую долю на внутреннем рынке, будем готовы двигаться на глобальный рынок.
У нас есть все необходимые элементы успеха: опытная команда, современное производство, эффективные технологии и собственные разработки, для того чтобы иметь долю и на международных рынках. Мы уже представлены за рубежом, например через участие в международных проектах «Росатома», и, безусловно, существуют планы присутствия на зарубежных рынках в качестве самостоятельного игрока.