Финрынок нуждается в развитии синдицирования и секьюритизации

Эти инструменты улучшат возможности финорганизаций, но только после регуляторных изменений, считают эксперты
Синдицирование и секьюритизация – это две сферы инструментов, которые могут существенно улучшить финансовый рынок/ Максим Стулов /  Ведомости

Банк России намерен стимулировать инструменты секьюритизации (перепродажи активов в виде ценных бумаг) и синдицирования (распределение кредитного риска) для развития финансового рынка, говорится в совместной презентации Минфина и ЦБ (есть у «Ведомостей»). Она была представлена на стратегической сессии по развитию финрынка 30 августа. Опрошенные «Ведомостями» банкиры и аналитики отмечают необходимость нормативного регулирования данных инструментов.

Синдицирование и секьюритизация – это две сферы инструментов, которые могут существенно улучшить финансовый рынок, считает генеральный директор «Бизнесдрома» Павел Самиев: они повысят его мощность, мультиплицируют возможности финансовых организаций, банков и других финансовых структур по финансированию в разных сферах. Это может быть как бизнес, так и финансирование сегментов кредитования физических лиц и фондирование этих сегментов, добавил эксперт.

Пришло время развивать синдицированное кредитование во всех видах и формах, говорил ранее первый зампред ЦБ Владимир Чистюхин, для этого готовятся соответствующие законодательные изменения. Какие именно, он не уточнял. «Ведомости» отправили запросы в ЦБ и Минфин.

Синдицирование

Для более активного развития синдицированного кредитования у российских банков должны быть длинные пассивы для предоставления длинных кредитов, считает главный аналитик Промсвязьбанка Дмитрий Монастыршин. Еще один драйвер – это снижение рисков по синдицированным кредитам за счет гарантий части проекта со стороны государства или институтов развития, например ВЭБ.РФ, добавляет он.

Для снижения процентных рисков банки заинтересованы в плавающих ставках, что повышает риски для заемщиков, говорит Монастыршин, здесь тоже возможен механизм господдержки, который бы сбалансировал интересы заемщиков и кредиторов.

Рынок синдицирования развивается самостоятельно – все законодательные изменения для его развития были приняты ранее, в том числе легализовано субучастие, сказал вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков. По его словам, сейчас идет процесс подстройки к санкционным ограничениям, поскольку среди участников российских синдикатов было много иностранных банков из недружественных стран.

Синдицированное кредитование необходимо для организации финансирования крупных проектов федерального масштаба с длительными сроками реализации. Это позволяет банкам – участникам синдиката снизить риски, а заемщикам – привлечь средства на реализацию больших инвестиционных проектов, поясняет Монастыршин. Именно такой формат кредитования позволяет охватывать сферы, где зачастую один банк может быть не готов финансировать или нормативные требования не позволяют этого сделать, говорит Самиев.

Закон о синдицированном кредитовании был принят в 2017 г. и заработал в феврале 2018 г. С того времени российские банки активно развивали данный инструмент в партнерстве с западными кредиторами, но санкции ограничили возможность участия в синдикатах западных банков. И сейчас наиболее крупным организатором синдицированного кредитования выступает ВЭБ.РФ в рамках проекта фабрики проектного финансирования, отмечает Монастыршин.

Объем рынка синдицированного кредитования в России по итогам 2021 г. составлял $39,2 млрд, согласно данным Cbonds. В то же время синдицированное кредитование остается менее популярным, чем размещение облигаций, где распределение риска происходит среди большого числа инвесторов. Объем внутренних корпоративных облигаций России только по итогам августа 2022 г. составил 17,4 трлн руб. (примерно $282 млрд), следует из данных Cbonds.

Секьюритизация

Секьюритизация позволяет решить родовую проблему российской финансовой системы – отсутствие длинных денег, говорит Войлуков. Для инвесторов это возможность диверсификации за счет прозрачного инструмента, объясняет эксперт, а для субъектов малого и среднего бизнеса неипотечная секьюритизация может дать более дешевое и доступное финансирование по кредитным и лизинговым договорам.

Неипотечная секьюритизация в нашей регуляторике фактически не работает, сказал Войлуков. По его словам, необходимы законодательные изменения: как минимум включение облигаций, выпущенных в ходе реализации сделок секьюритизации, в ломбардный список ЦБ, снижение доли риска, удерживаемого оригинатором, признание российских кредитных рейтингов структурного финансирования и пересмотр оценки кредитного риска по сделкам секьюритизации. Без изменения нормативной базы неипотечная секьюритизация, вероятно, продолжит стагнировать, резюмировал Войлуков.

Ипотечная секьюритизация развивается в фарватере «Ипотечного агента Дом.РФ», говорит руководитель группы рейтингов проектного и структурированного финансирования АКРА Тимур Искандаров, в 2021 г. агент разместил 11 выпусков ипотечных ценных бумаг Дом.РФ на общую сумму 403 млрд руб., в то время как рыночная секьюритизация за тот же период составила всего 8 млрд руб.

Для более сбалансированного развития финансового рынка и экономики в целом целесообразно развивать не только «фабричную» секьюритизацию, поскольку все риски в данном случае несет Дом.РФ, а следовательно, и государство, рассуждает Искандаров, но и рыночную, или многотраншевую, секьюритизацию. Риски по ней распределяются между банками-оригинаторами, т. е. инициаторами сделок, и инвесторами, уточняет эксперт. По его словам, для этого необходимо повышать привлекательность неипотечной секьюритизации для банков-оригинаторов и обеспечить для них возможность разгрузки капитала за счет разделения риска с инвесторами путем продажи части младшего транша.

Необходим механизм деконсолидации продаваемых в рамках сделок секьюритизации кредитных портфелей по консолидированной отчетности, говорит директор отдела рейтингов структурированного финансирования «Эксперт РА» Леонид Бельченко, например, через продажу облигаций с различным уровнем риска и снижением требований по размеру доли удерживаемого банками риска с 20% до базельских 5%.

Целесообразно рассмотреть расширение возможностей специализированных финансовых обществ, выпускающих обеспеченные облигации, сказал Искандаров, предусмотреть возможность таким компаниям выдавать займы без необходимости выпуска структурных облигаций. Они, по словам эксперта, подпадают под собственное регулирование, отличающееся от регулирования обеспеченных облигаций, т. е. инструментов секьюритизации. Это существенно расширит практику использования механизмов секьюритизации для финансирования проектов и инфраструктуры, резюмировал Искандаров.

Для более эффективного применения секьюритизации необходима тонкая настройка банковского и финансового регулирования, считает представитель ВТБ. По его словам, необходимо выравнять условия по учету ценных бумаг, являющихся инструментами секьюритизации, и обычных корпоративных облигаций с одинаковым рейтингом. Также нужно уточнить механизмы расчета коэффициентов риска для старших траншей секьюритизаций и снизить требования по удержанию риска оригинаторами (спонсорами) сделок секьюритизации. ЦБ должен выработать четкие критерии оценки и регулирования новых инструментов, в частности, путем признания выпуска «катастрофических» облигаций аналогом перестрахования, сказал представитель ВТБ.

Для повышения интереса обладающих длинными деньгами инвесторов, таких как пенсионные фонды или страховые компании, к сделкам секьюритизации, обеспеченным «стратегическими» активами, целесообразно запустить специализированные государственные программы покупки или предоставления ликвидности под залог соответствующих секьюритизационных бумаг, предлагает представитель ВТБ.

Среди возможных мер можно выделить создание отдельных лимитов НПФ для инструментов ипотечной и неипотечной секьюритизации, согласен исполнительный директор департамента рынков капитала Совкомбанка Андрей Королев.

Сейчас имеются все необходимые инструменты для секьюритизации практически любого вида активов, однако не хватает возможностей для их практического использования, считает Искандаров. Вместе с тем уже виден существенный прогресс в области регулирования секьюритизации обязательств субъектов МСП, но процесс оптимизации регулирования и законодательства еще не завершен, считает эксперт. По его оценкам, для завершения этой работы потребуется не более года. Что касается секьюритизации прочих видов активов, то вопрос сроков остается открытым, говорит Искандаров, реалистичные ожидания – от года до трех лет.