Как сильная отчетность повлияет на акции «Яндекса»

Результаты компании за 2022 год оказались лучше ожиданий
Евгений Разумный / Ведомости

Российский технологический гигант «Яндекс» 15 февраля раскрыл финансовые результаты за 2022 г.: группа улучшила показатели по всем видам бизнеса. Общая выручка компании достигла 522 млрд руб. (+46% г/г) при маржинальности по скорректированной EBITDA в 12,3% (год назад 9%). Чистая скорректированная прибыль составила 10,8 млрд руб. (+34%), правда в IV квартале упала в годовом выражении на 72% до 747 млн руб.

Акции «Яндекса» на Мосбирже после публикации отчетности сначала незначительно росли, но затем начали снижаться на 0,32%, а день закончили в минусе на 2,04%. Впрочем, индекс Мосбиржи за этот день просел сильнее, потеряв 2,95%.

Как поработал «Яндекс»

В своем релизе о результатах деятельности «Яндекс» не упоминает, как на результаты повлияла сделка с VK: в обмен на медийные активы группа получила контроль над Delivery Club.

Основную часть выручки принес сегмент «Поиск и портал» – она достигла 225 млрд руб. (+38% г/г). Скорректированная EBITDA поискового сегмента составила 117 млрд руб. (+45%), рентабельность – 52%. При этом за IV квартал 2022 г., когда «Яндекс» уже продал VK «Новости» и «Дзен», выручка «Поиска и портала» выросла на 47% год к году до 69,7 млрд руб. Такую динамику в компании объяснили хорошими результатами рекламной сети самого «Яндекса» и ростом рекламы в поисковике (отчасти на фоне изменения конкурентной среды).

Доля «Яндекса» на российском поисковом рынке (включая поиск на мобильных устройствах) в IV квартале составила в среднем 62,6%, тогда как в конце 2021 г. – 60,2%.

Электронная коммерция, логистика и райдтех принесли суммарно 260 млрд руб. выручки (+57%). Больше всего заработал райдтех – валовая стоимость заказов выросла на 30% и достигла 763 млрд руб. Но весь сегмент продолжает генерировать убытки: по EBITDA за весь 2022 год он хоть и сократился на 37% до 19 млрд руб., но в IV квартале вырос на 45% до 10,6 млрд руб. Рост убытка объясняется увеличением масштаба бизнесов сегмента электронной коммерции, а также приобретением Delivery Club. За 2022 г. и IV квартал товарооборот в сервисах электронной коммерции ( «Яндекс.Маркет», «Лавка», доставка продуктов из магазинов в «Еде» и Delivery Club) вырос на 92 и 90% – до 308 млрд и 112 млрд руб. соответственно. Такие темпы роста в компании объясняют появлением в продаже уникальных товаров (состоящих в основном из оставшегося ассортимента российского подразделения IKEA), а также «эффективным ценообразованием и успешными маркетинговыми кампаниями в преддверии периода высокого спроса».

Число подписчиков «Яндекс плюса» на конец IV квартала 2022 г. достигло 19,3 млн, увеличившись на 66% год к году.

Общие операционные расходы «Яндекса» за 2022 г. и отдельно за IV квартал выросли на 38 и 40% – до 508 млрд и 189 млрд руб. соответственно. Их увеличение cвязано с инвестициями в развитие электронной коммерции, райдтеха, доставки, сегмента развлечений, а также с ростом численности персонала (+16% до 21 000). Среди дополнительных расходов – компенсация сотрудникам, которые после остановки торгов расписками на NASDAQ потеряли опционы: на это «Яндекс» выделил 18,5 млрд руб., говорится в отчете.

Лучше ожиданий

Результаты «Яндекса» оказались выше ожиданий рынка. Выручка и EBITDA за IV квартал на 5% выше ожиданий аналитиков «БКС мои инвестиции» – в основном за счет позитивной динамики в сегменте поиска и портала, отмечает старший аналитик Мария Суханова. «Яндекс» к тому же отметил сохранение сильных трендов в сегменте в январе, напоминает она.

В связи с уходом многих IT-компаний с российского рынка в основных сегментах бизнеса «Яндекса» увеличивается клиентская база, пишут в своем Telegram-канале аналитики ПСБ.

Главным направлением роста для «Яндекса» остается электронная коммерция, где товарооборот прибавил более 90%, хотя разрыв по абсолютному показателю с Wildberries по-прежнему кратный, отмечает аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын. Wildberries еще в ноябре сообщила о выручке в 1,1 трлн руб. за девять месяцев (+95%). Направление электронной коммерции важно тем, что его и в ближней, и в дальней перспективе обслуживают передовые технологии «Яндекса», которые постепенно позволят увеличить долю рынка. Хотя EBITDA сегментов райдтеха и электронной коммерции отрицательная, она вдвое меньше по абсолютной величине, чем годом ранее, указывает эксперт.

Что касается динамики акций в течение дня, то их цена обычно не связана с финансовыми показателями «Яндекса», объясняет Делицын: рынок считает, что самое важное – не отчетность, а структура активов, направления развития и, главное, наличие будущих оптимистических покупателей акций на рынке. Возможно и то, что некоторые инвесторы фиксируют прибыль на хорошей отчетности, добавляет Суханова.

Что будет дальше

Из-за сохраняющейся высокой степени неопределенности в геополитике и макроэкономике в «Яндексе» не дают прогнозов финансовых показателей.

Среди грядущих изменений в структуре собственников – возможность выделения основной части бизнеса, включая некоторые зарубежные направления, в отдельную группу компаний с сохранением бренда «Яндекса». Головная компания, нидерландская Yandex N.V., со временем выйдет из числа акционеров новой группы и сменит название. Также рассматривается возможность изменения корпоративной структуры и передачи управления выделяемой группой менеджменту «Яндекса».

На 2,95%

снизился во вторник индекс Мосбиржи
Бенчмарк российского фондового рынка в среду, 15 февраля, по итогам основной торговой сессии опустился на 2,95% до 2166,46 пункта. Его долларовый аналог индекс РТС потерял 3,98%, добравшись до 914,94 пункта. Доллар за день укрепился на 80 коп. до 74,6 руб., евро – на 39 коп. до 79,64 руб., юань – на 7 коп. до 10,876 руб.
Во вторник только одна бумага из индекса Мосбиржи показала положительную динамику: акции Globaltrans подросли на 0,73%. Среди лидеров падения 15 февраля оказались бумаги TCS Group (-6,78%), Polymetal (-6,31%), En+ Group (-5,68%), VK (-5,27%) и X5 Group (-4,85%).
Стоимость апрельского фьючерса на нефть марки Brent потеряла 15 февраля 1,62%, опустившись до $84,19. Мартовский фьючерс на нефть WTI опустился на 1,9% до $77,56.
Российский рынок не сумел развить отскок, который начался в первой половине дня, и после обеда возобновил снижение, вновь переписав двухнедельный минимум, отмечает эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Дмитрий Бабин. По его словам, внешний фон при этом ухудшился, но не настолько, чтобы вызвать волну распродаж. Фактор возросшей геополитической неопределенности продолжает выступать основной причиной относительной слабости российского рынка, предполагает эксперт. Поэтому вероятно сохранение нисходящей тенденции, делает он вывод. В случае дальнейшего ухудшения ситуации на сырьевом рынке индекс Мосбиржи может оказаться в диапазоне 2145–2160 пунктов до конца недели, предполагает эксперт.
Рубль после умеренной коррекции в конце сессии возобновил ослабление, но удержался от пробоя установленных 10-месячных минимумов, обращает внимание Бабин. По его словам, давление на российскую валюту оказывает слабая динамика нефти, которая не смогла развить восходящую коррекцию и в конце торгов вновь просела. Вместе с падением экспортной выручки это создает условия для дальнейшего снижения курса рубля. В ближайшие сессии доллар может проверить на прочность психологически важный уровень 75 руб., предполагают в БКС.

В конце 2022 г. бывший глава Счетной палаты Алексей Кудрин вышел в «Яндекс» на пост советника по корпоративному развитию. Основатель компании Аркадий Волож предложил Кудрину 5% акций «Яндекса» ($325 млн) за помощь в разделении активов IT-компании, писали российские СМИ.

Дальнейшим драйвером для роста бумаг «Яндекса» могли бы стать пояснения менеджмента о том, как будет осуществляться процесс смены юрисдикции, говорит аналитик УК «Альфа-капитал» Юлия Мельникова. Сроки реструктуризации бизнеса не известны, к тому же это решение должно быть одобрено акционерами. Условия выделения активов представляют основной риск для акционеров, добавляет портфельный менеджер УК «Открытие» Ирина Прохорова.

Сейчас компания, по оценке БКС, торгуется с прогнозным показателем 9.2x EV/EBITDA на 2023 г., что привлекательно для игрока с перспективами высокого роста.

2023 год принесет некоторое замедление темпов роста выручки по всем направлениям, прогнозирует портфельный управляющий УК «Первая» София Кирсанова: в «Поиске» (до 15%) – на фоне охлаждения на рынке рекламы, в электронной коммерции, райдтехе и доставке (до 35–40%) – за счет снижения спроса на услуги такси и каршеринга, в медиасервисах (с 72,7 до 40–45%) – из-за эффекта высокой базы 2022 г. (уход Spotify), в прочих бизнесах (с 85 до 30–40%) – на фоне возможного ограничения в поставках оборудования для строительства дата-центров.

Но Кирсанова ожидает улучшения показателей рентабельности по всем направлениям бизнеса, кроме «Поиска» (снижение маржинальности EBITDA с 52 до 50%), что должно удержать или даже улучшить общий показатель рентабельности компании.

В БКС рекомендуют покупать акции «Яндекса», а целевая цена на год – 3500 руб. (+74%). В «Тинькофф» также сохраняют позитивный взгляд на бумаги «Яндекса» с целевой ценой в 2600 руб. (+29%). «Яндекс» действует в широком спектре сегментов, отмечает аналитик ИК «Велес капитал» (акции на пересмотре) Артем Михайлин, а конкуренты в основном специализируются только на одном или паре. С этой точки зрения «Яндекс» остается лучшей идеей с диверсификацией по рынку IT, считает эксперт.