Отчетность «Ленты» за 2022 год не впечатлила аналитиков

Эффект от трансформации бизнеса ритейлера будет долгосрочным
Андрей Гордеев / Ведомости

Один из крупнейших российских розничных ритейлеров, «Лента», отчитался за IV квартал и весь 2022 год. За весь год продажи сети выросли на 11,1% и достигли 537,4 млрд руб. (здесь и далее данные после применения IFRS-16). Чистая прибыль упала почти в 3,5 раза до 3,6 млрд руб. EBITDA снизилась на 6,9% до 43,6 млрд руб., а ее рентабельность упала на 157 б. п. и составила 8,1%.

В IV квартале рост выручки существенно замедлился и составил всего 0,6% г/г (148,16 млрд руб.). При этом за октябрь – декабрь «Лента» получила чистый убыток в размере 292 млн руб. против 3,5 млрд руб. чистой прибыли годом ранее. EBITDA ускорила падение к концу года, снизившись на 8,5% до 12,6 млрд руб., а ее рентабельность сократилась на 85 б. п. и составила 8,6%.

По итогам торгов 29 марта акции «Ленты» снизились на 0,8% до 741 руб., тогда как индекс Мосбиржи завершил день ростом на 0,76%. В первые минуты торгов бумаги ритейлера взлетели на 5% и удерживались в плюсе большую часть сессии. Локальным драйвером для роста акций «Ленты» могли стать новости о тестировании нового формата – гипер-эконом, что важно для динамики котировок, отмечает эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Дмитрий Пучкарев: ключевой формат «Ленты», гипермаркеты, демонстрирует слабые результаты в последние годы.

С начала года бумаги «Ленты» подорожали на 7,4%.

Как поработала «Лента»

В 2022 г. розничные продажи «Ленты» выросли на 11,4% г/г до 530,2 млрд руб. За год онлайн-бизнес удвоился и по итогам года выручка этого сегмента бизнеса составила 7,5% в общих продажах «Ленты», отмечают в компании.

Валовая прибыль увеличилась на 8,8% до 121,2 млрд руб., а валовая маржа снизилась на 47 б. п. до 22,6%. Операционная прибыль по итогам 2022 г. упала на 39,4% до 15,4 млрд руб., а в IV квартале – на 52,5% до 3,6 млрд руб.

Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы росли гораздо быстрее выручки в 2022 г.: они увеличились на 20,6% и составили 110,26 млрд руб. Это произошло в связи с увеличением количества магазинов малых форматов и значительным увеличением доли онлайн-продаж от общего объема. При этом в последние три месяца 2022 г. сеть повысила операционную эффективность своего бизнеса и сократила расходы на 4,4% до 26,6 млрд руб.,

В 2022 г. «Лента» существенно трансформировала свой бизнес. Сеть завершила интеграцию сетей «Билла» и «Семья» – сейчас все магазины «Биллы» работают под брендом «Лента», и все магазины обеих сетей интегрированы в операционный контур компании. На протяжении всего года компания активно развивала онлайн-направление, объединила операционные модели «Ленты онлайн» и «Утконоса».

Капитальные расходы увеличились на 17,8% до 11 млрд руб., а в IV квартале снизились на 31,7% до 2 млрд руб. Данную тенденцию в компании объяснили снижением количества открытий магазинов в последнем квартале года в сравнении с аналогичным периодом 2021 г.

В 2023 г. «Лента» намерена восстановить рост LFL гипермаркетов, повысить маржинальность бизнеса, проводить экспансию и развивать новые форматы и онлайн-бизнес. В феврале 2023 г. сеть запустила пилотный проект нового формата гипер-эконом в Санкт-Петербурге с широким ассортиментом гипермаркета, но более выгодными ценами для покупателей.

Как аналитики оценили отчетность

Финансовые результаты «Ленты» опрошенные «Ведомостями» аналитики называют слабыми. Компания достигла совсем небольшого роста выручки, а рентабельность заметно упала на всех уровнях, говорит аналитик ИК «Велес капитал» Артем Михайлин. Снижение маржинальности бизнеса в основном связано с инвестициями в цены для поддержания трафика и увеличением доли малых форматов в выручке, поясняет аналитик.

Основной формат «Ленты» – гипермаркеты, отмечает аналитик ФГ «Финам» Анна Буйлакова: этот сегмент сформировал 80% выручки в 2022 г. Это не самое перспективное направление продуктовой розницы, говорит эксперт: другие сети развивают форматы «у дома», дискаунтеры и онлайн-доставки, которые популярны у покупателей. «Лента» старается уходить в малые форматы за счет интеграции с«Биллой», а в онлайн-доставки в том числе за счет покупки сервиса «Утконос». По словам Буйлаковой, это негативно влияет на общую рентабельность, до тех пор пока магазины не выйдут на оптимальные мощности. К тому же компания отметила снижение валовой маржи из-за роста промоактивности для удержания трафика гипермаркетов и увеличения доли продаж менее маржинальных магазинов малого формата.

За год компания нарастила продажи на 11,1%, что ниже инфляции в России (около 12% по итогам года), отмечает аналитик УК «Альфа-капитал» Юлия Мельникова. Хотя ключевой тезис инвестиций в ритейлеров основывался на том, что этот сектор защищает от инфляции, отмечает эксперт. К тому же в последнем квартале «Лента» сильно замедлила продажи и снизила рентабельность по EBITDA. Компания фактически показала отсутствие роста выручки в IV квартале, несмотря на то что продовольственная инфляция была еще достаточно высокой, добавляет старший аналитик инвестбанка «Синара» Константин Белов.

Эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Дмитрий Пучкарев ожидал слабые результаты ритейлера. По его словам, локальным драйвером для роста акций сети могли стать новости о тестировании «Лентой» нового формата – гипер-эконом.

Перспективы «Ленты»

Почти все открытия новых магазинов у «Ленты» сейчас приходятся на малые форматы, которые пока еще в процессе выхода на плановые финансовые показатели, отмечает Михайлин. Компания находится в процессе трансформации, постепенно переходит на новые модели и форматы, так что финансовые показатели в ближайшее время могут быть нестабильными, добавляет эксперт. Он отмечает, что гипермаркеты по-прежнему проигрывают борьбу за потребителя малым форматам и онлайн-торговле, что создает вызовы для «Ленты». Михайлин не исключает, что компания может выплачивать дивиденды в этом году, но такую вероятность считает не очень высокой. Существенных триггеров для роста котировок в вышедшей отчетности Михайлин не увидел, а более перспективными в секторе считает бумаги X5.

На 0,76%

вырос в среду индекс Мосбиржи 
Главный бенчмарк российского фондового рынка в среду, 29 марта, по итогам основной сессии прибавил 0,76% до 2460,87 пункта. Его долларовый аналог, индекс РТС, вырос на 0,47% до 1004,56 пункта. Доллар подорожал почти на 26 коп. до 77,16 руб., а евро – на 53 коп. до 83,73 руб. Юань прибавил почти 2 коп. до 11,19 руб.  
Среди лидеров роста в среду оказались акции НЛМК (+3,26%), ММК (+2,75%), «Северстали» (+2,7%), En+ Group (+2,31%) и «Интер РАО» (+2,2%). 
Аутсайдерами 29 марта стали бумаги Polymetal (-1,1%), «Русагро» (-0,8%), «Ростелекома» (-0,7%), «Норникеля» (-0,46%) и «Новатэка» (-0,43%). 
К вечеру среды стоимость июньских фьючерсов на нефть марки Brent снизилась на 0,46% до $77,78, цена майских фьючерсов на марку WTI потеряла 0,27% до $73. 
Российский рынок акций начал торги среды нейтрально, курсируя вблизи уровней закрытия предыдущей сессии, но во второй половине дня выбрался в умеренный плюс, говорит инвестиционный стратег «БКС мир инвестиций» Александр Бахтин. По его словам, лучше остальных смотрелись акции сталеваров – НЛМК, ММК, «Северстали». Также заметный вклад в общую динамику внес подъем тяжеловесных бумаг «Сбера».
Внешнерыночные настроения были преимущественно позитивными, отмечает аналитик: большинство азиатских бирж завершили день в плюсе, гонконгский HSI прибавил больше 2% на фоне сообщений о реорганизации Alibaba. 
Котировки нефти марки Brent не оставляют попыток пробиться к отметке $80. По словам Бахтина, черное золото могут поддерживать относительная слабость доллара, восстановление глобального риск-аппетита по мере стабилизации ситуации с проблемными банками в США и Европе, приостановка прокачки нефти из Иракского Курдистана (около 445 000 барр./сутки). Если сырье продолжит дорожать, а рубль не будет заметно укрепляться, то может активизироваться спрос на акции отечественных нефтяников, полагает аналитик.   
В четверг на рынок может повлиять публикация ежемесячного отчета ЕЦБ и данные по ВВП США за IV квартал 2022 г. Консенсус-прогноз предполагает, что финальная оценка останется на уровне промежуточной (2,7% г/г). Также инвесторы обратят внимание на еженедельный отчет по количеству заявок американцев за пособием по безработице, добавляет Бахтин.
В среду пара рубль – доллар разнонаправленно курсировала вблизи отметки 77. С завершением мартовского налогового периода рубль потерял локальную поддержку, отмечает аналитик. Также вниз развернулся индекс российских гособлигаций RGBI. Но от выраженного ослабления нацвалюту уберегли ценовой оптимизм в нефти и улучшение общерыночного риск-аппетита, говорит Бахтин. По его словам, базовыми факторами влияния на рубль остаются данные платежного баланса России, характер изменений бюджетных параметров, вектор цен на нефть, а также геополитика. Краткосрочно баланс вышеуказанных переменных не позволит доллару отойти далеко от текущих уровней, полагает аналитик. 
По оценкам БКС, 30 марта индекс Мосбиржи будет формироваться в районе 2410–2510 пунктов. Курс рубля к доллару до конца текущей недели, по прогнозам аналитиков, может двигаться в пределах 75,7–77,7.

Дискаунтеры бурно развиваются и инвесторы могут ожидать, что новый формат позволит компании ускорить темпы роста выручки, говорит Пучкарев. Из сильных моментов в кейсе «Ленты» он выделяет онлайн-сегмент, который продолжает расти быстрее конкурентов, однако и здесь намечается замедление. К тому же компания вряд ли начнет выплачивать дивиденды в 2023 г., добавляет эксперт. Ожидания по акциям «Ленты» у аналитика сдержанные: в моменте интереснее выглядят бумаги «Магнита» или X5. Основные риски для бумаг «Ленты» Пучкарев видит в дальнейшем замедлении темпов роста выручки, а также в снижении интереса покупателей к гипермаркетам.

Невысокой считает вероятность выплат дивидендов «Лентой» в этом году и Белов: сеть пытается изменить структуру бизнеса, активно развивая малые форматы, что может требовать дополнительных инвестиций в среднесрочной перспективе.

Компания активно вкладывает в трансформацию бизнеса – удвоился онлайн-сегмент, открываются магазины малых форматов, отмечает Мельникова. Но эффект на финансовые результаты от этой трансформации, по ее словам, будет заметен в долгосрочной перспективе.

«Лента» ставит весьма амбициозный план по удвоению выручки до 1 трлн руб. до 2025 г. c 537 млрд руб. в 2022 г., что подразумевает, что выручка должна расти с CAGR 23% до 2025 г., отмечает Буйлакова. Такой рост, считает эксперт, может оказаться тяжелым предприятием на фоне замедления потребительской инфляции и, возможно, компании придется прибегнуть к M&A-активности. Планы по такой достаточно агрессивной экспансии могут сопровождаться ощутимыми колебаниями в рентабельности, повышением капитальных расходов, предупреждает Буйлакова. Среди конкурентов она выделяет ритейлера X5 Group (рейтинг расписок – «лучше рынка»), который хорошо завершил 2022 г., увеличив выручку темпами быстрее инфляции (+18% г/г) и нарастил чистую прибыль на 5,7% (г/г).