Мировой рынок облигаций AT1 оживает после ситуации с их списанием у Credit Suisse

Японский Sumitomo Mitsui выпустил конвертируемые облигации на $1 млрд
Thomas Peter / Reuters

Один из 30 глобальных системно значимых банков – японский Sumitomo Mitsui Financial Group (SMFG) – выпустил облигации типа AT1 на 140 млрд иен, или $1 млрд. Ни один из кредиторов такого ранга не выходил на рынок после мартовской истории с Credit Suisse, пишет Bloomberg: слияние швейцарского банка со своим конкурентом UBS привело к списанию AT1 на сумму 16 млрд швейцарских франков (более $17 млрд).

Облигации AT1 (Additional-Tier 1) появились после финансового кризиса 2008 г. для экстренной поддержки банков. Также известные как условные конвертируемые облигации, или CoCo (contingent convertible), они считаются самыми рискованными долговыми обязательствами банков. Такие бумаги популярны у институциональных инвесторов – зачастую по ним более высокая доходность, чем у других банковских долгов и корпоративных облигаций с аналогичным рейтингом. Но «конвертируемая» природа AT1 означает возможность полного списания их в собственный капитал, если банк попадает в бедственное положение. По данным Financial Times, размер рынка AT1 сейчас составляет около $260 млрд.

Sumitomo Mitsui разместил облигации двумя траншами: пятилетним выпуском на 89 млрд иен с доходностью 1,879% и десятилетним выпуском на 51 млрд иен с доходностью 2,18%, говорит младший управляющий активами УК ПСБ Арина Власова. По ее словам, аналогичные выпуски SMFG в декабре 2022 г. с погашением 5 и 10 лет имели купонные доходности на уровне 1,534% и 1,75% соответственно. Для сравнения: доходность по десятилетним гособлигациям Японии находится на уровне 0,46%, а спред к десятилетним выпускам SMFG составляет 172 б. п. – это значительно выше среднего уровня по корпоративным облигациям.

Рынок отходит от шока

Индекс AT1, выпущенных европейскими банками, после краха Credit Suisse взлетел до рекордных 15%, тогда как до этого он был в пределах 8%. Глобальный рынок сектора AT1 восстанавливался в последние недели – индекс Bloomberg global CoCo bond Index достиг уровней, предшествовавших краху Credit Suisse, а его волатильность упала примерно до 14-месячного минимума.

Продажа бондов AT1 Sumitomo Mitsui – одна из крупнейших сделок на рынке корпоративных облигаций в иенах в этом году. Это свидетельствует о том, что по крайней мере в Японии есть устойчивый спрос на самые рискованные долговые обязательства, продаваемые локальными кредиторами, пишет Bloomberg. К тому же еще один японский крупный банк – Mitsubishi UFJ Financial Group – планирует продать облигации AT1 уже в середине мая.

Это может говорить об ослаблении опасений по поводу кризиса в банковском секторе развитых стран, отмечает Bloomberg. С начала марта в США в банкротном состоянии оказалось сразу три банка: Silvergate, Signature Bank и Silicon Valley Bank (SVB). Последний занимал 16-е место по активам, а его крах стал крупнейшим со времен финансового кризиса 2008 г.

«Глобальный рынок AT1 несколько разобщен по географическому признаку, тем не менее это шаг в правильном направлении для отрасли», – цитирует Bloomberg старшего аналитика Bloomberg Intelligence При де Силву. Аналитики, опрошенные «Ведомостями», также видят начало восстановления уверенности в банковском секторе, но с оговорками.

Риски банковского кризиса снизились, считает аналитик «БКС мир инвестиций» Антон Куликов. Он не исключает, что за Sumitomo Mitsui последуют и другие банки. Сейчас неплохой момент для инвестиций в такие облигации в ЕС с учетом рисков эмитента – как только ставки остановят рост и покажут первые признаки снижения, рынок оживится, резюмирует аналитик.

Более уверенно о восстановлении рынка можно будет судить после успешного размещения аналогичных выпусков крупными игроками, уверена Власова, это подтвердит наличие спроса и укрепление доверия инвесторов. Выпуск облигаций AT1 после истории с Credit Suisse отражает некоторый рост уверенности в банковском секторе, но говорить об ослаблении рисков мирового банковского кризиса пока не приходится, согласен кредитный аналитик «Тинькофф инвестиций» Михаил Иванов. К тому же наибольший стресс после краха SVB наблюдался преимущественно в США и еврозоне, добавляет он, финансовые институты Японии, хотя тоже находились под давлением, все же перенесли период повышенной волатильности более уверенно, поясняет эксперт. Он также отмечает, что бонды, которые разместил Sumitomo Mitsui, номинированы в иенах, а в Японии ставки по-прежнему существенно ниже, чем в США и еврозоне, поэтому, вероятно, инвесторы более склонны брать на себя повышенный риск через подобные инструменты в данной валюте.

Иванов не исключает, что западные банки смогут привлечь долг AT1 в ближайшее время, но это будут банки с устойчивым капиталом без проблем, схожих с тем, что испытывал в последние годы Credit Suisse, или которые наблюдаются у Deutsche Bank в настоящий момент. Недавно немецкий банк вышел из четырехлетнего плана восстановления, который включал сокращение тысяч рабочих мест и выход из значительной части бизнеса инвестбанка.

Аналитик ФГ «Финам» Алексей Козлов считает сделку скорее неким исключением, поскольку в Японии сохраняется мягкая ДКП и довольно небольшие кредитные спреды. Пока он считает маловероятным, что такие же выпуски в ближайшее время будут в Европе или США, там доходности по долгу Tier 1 сохраняются на довольно высоком уровне, отражая возросшие риски банковского кризиса.

Особенная Швейцария

Традиционно в структуре капитала банка AT1 занимают более высокое место, чем акции, и, если у банка возникают проблемы, очередность держателей облигаций выше, чем у акционеров. Но с Credit Suisse ситуация оказалась обратной – акционеры получили за сделку $3,25 млрд, тогда как держатели бондов остались ни с чем. В Швейцарии в случае реструктуризации финансовый регулятор не обязан придерживаться традиционной структуры капитала – власти страны заявили держателям облигаций, что они были предупреждены о рисках, сообщал Bloomberg. Проспект Credit Suisse AT1, как писал CNBC, действительно предполагал, что акционеры могут иметь приоритет над этими держателями облигаций, особенно в случае банкротства банка.

Риски CoCo различаются юридически в зависимости от страны, говорит Куликов. В Швейцарии была одна из самых жестких трактовок триггеров к списанию, считает он: если бы Credit Suisse был зарегистрирован в ЕС, то такие облигации не были бы списаны при сохранении компенсации акционерам.

После ситуации с Credit Suisse европейские регуляторы заявили о приверженности налагать убытки на акционеров, а не на держателей облигаций. Банк Англии также заявил, что в Великобритании существует четкий установленный законом порядок, в соответствии с которым акционеры и кредиторы обанкротившихся банков несут убытки, а инструменты AT1 стоят выше других, уступая облигациям второго уровня в иерархии. Схожей позиции придерживаются и центробанки Гонконга и Сингапура.