Как инвестору заработать на акциях китайских производителей электрокаров

В фаворитах аналитиков Li Auto с потенциалом роста до 23%
CFOTO / Sipa USA / Reuters

Продажи электромобилей на мировом рынке в 2022 г. превысили 10 млн, сообщил CNBC со ссылкой на последний отчет Международного энергетического агентства (МЭА): на долю Китая приходится примерно 60%. В прошлом году количество электромобилей на дорогах мира, включая аккумуляторные электромобили (BEV) и подключаемые гибридные электромобили (PHEV), выросло г/г на 60% до 26 млн. Доля электромобилей на общем авторынке за два года увеличилась с 4 до 14%. МЭА прогнозирует, что в этом году она достигнет 18%. Отрасль продолжит тенденцию устойчивого роста, а мировые продажи составят почти 14 млн электромобилей, предполагают в МЭА.

По прогнозам S&P Global, к 2030 г. Китай будет продавать 15 млн электромобилей в год. При этом доля машин, работающих на альтернативных источниках энергии, например на электричестве и водородном топливе, увеличится в стране с 19% в 2022 г. до 49%. В Европе и США аналитики ожидают этот показатель на уровне 70% и 47% соответственно.

Рынок на субсидиях

Больше половины электромобилей теперь можно встретить на дорогах Китая, подсчитали в МЭА. На автомобильную промышленность КНР приходится более одной трети мировой отраслевой прибыли, пишут аналитики инвестбанка «Синара». По их мнению, огромная внутренняя прибыль побуждает китайских производителей электромобилей вкладывать значительные средства в технологии и производственные мощности, чтобы оставаться впереди зарубежных конкурентов. Поэтому в 2022 г. количество проданных электромобилей в Китае почти удвоилось по сравнению с прошлым годом и составило 6,9 млн машин.

Активному развитию китайского рынка электромобилей способствовали государственные субсидии. Они выплачивались в течение 13 лет до конца 2022 г. Без этой поддержки электромобилям станет сложнее конкурировать с двигателями внутреннего сгорания, считают аналитики «Синары». По их оценкам, отмена субсидий может негативно сказаться на отдельных производителях, таких как Li Auto, который работает в премиум-сегменте. Это приведет к значительному снижению спроса на автомобили данной марки, особенно в свете замедления экономики Китая: потребители предпочтут более экономный вариант электромобиля, делают вывод аналитики.

Помимо отмены субсидий на китайских производителей электрокаров может оказывать давление недавнее решение Tesla понизить цены на свою продукцию в Китае. Это, по мнению аналитиков Morgan Stanley, усилило ценовую конкуренцию, которая, наряду с более слабыми продажами с начала этого года (на фоне снятия субсидий) окажет давление на продажи и маржу китайских производителей электромобилей в первом полугодии 2023 г.

Tesla агрессивно снижает цены, преследуя высокие объемы продаж, говорит аналитик ФГ «Финам» Анна Буйлакова. Снижение цен делает предложение Tesla более интересным по сравнению с другими производителями, которые в силу операционной убыточности или других причин не могут проследовать за американской компанией. Например, убыточная NIO (производит только электромобили) в ответ на решение Tesla заявила, что не будет участвовать в «ценовой войне». В то же время прибыльный автопроизводитель BYD (производит автомобили с двигателями внутреннего сгорания и электромобили) ответил понижением цен на свой электрохетчбэк Seagull. То есть компании, имеющие запас прочности по прибыли от других направлений (как BYD), могут лучше пережить «ценовую войну» с Tesla.

У американского электрогиганта нет возможности полноценно диктовать цены на китайском рынке, говорит аналитик по международным рынкам акций «БКС мир инвестиций» Игорь Герасимов: по оценкам маркетинговых агентств, рыночная доля Tesla на рынке США в последний год находилась на уровне 50–60%, тогда как в Китае на уровне 7–10%. Эксперт отмечает, что самые сильные позиции на китайском рынке сейчас у BYD. Среди стартапов, по мнению Герасимова, самые прочные позиции у Li Auto: компания имеет положительный свободный денежный поток и большую финансовую устойчивость.

Стоит ли вкладывать в китайские электрокары

С учетом более сложной операционной среды в Morgan Stanley понизили прогнозы по прибыли и скорректировали целевые цены для китайской «тройки электропроизводителей» Nio, XPeng и Li Auto. Но они по-прежнему рекомендуют покупать бумаги этих компаний с рейтингом «выше рынка». Аналитики отмечают силу их бизнеса, скорость введения инноваций и итерации модели. По депозитарным распискам Li Auto, которые торгуются на NASDAQ, в Morgan Stanley повысили годовую цель с $23 до $30 (апсайд 31% от текущей цены).

Эти акции могут быть интересны инвесторам, считает Герасимов, но в них присутствует повышенная волатильность, а дивидендов или обратных выкупов от компаний ожидать в ближайшее время не стоит. Бумаги могут быть более интересны активным трейдерам, нежели пассивным инвесторам, отмечает эксперт. По бумагам всей тройки с листингом в Гонконге, которые доступны российским инвесторам, в БКС рекомендации «покупать». Целевые цены по Li Auto – 110 гонконгских долларов (HKD) (+23,7% от текущей цены), по XPeng – 46 HKD (+20,1%), по NIO – 90 HKD (+52,5%).

Фаворитом среди китайских производителей электромобилей в БКС и «Финаме» (сейчас они находятся на пересмотре) считают Li Auto. Компания может выйти на безубыточность по годовой чистой прибыли уже в текущем году, предполагает аналитик «Финама» Анна Буйлакова. С начала года продажи Li Auto выглядят сильно: в I квартале она поставила на 66% автомобилей больше (53 000), чем годом ранее. Этому способствовал запуск новых моделей, поясняет эксперт. Он не исключает, что Li Auto может стать прибыльным производителем электромобилей уже в текущем году.

В «Синаре» считают бумаги Li Auto переоцененными и рекомендуют продавать. Китайские производители электромобилей с листингом в Гонконге безусловно интересны российским инвесторам, но оценка сектора по мультипликаторам очень высока, объясняет руководитель направления анализа акций иностранных эмитентов «Синары» Сергей Вахрамеев. Рост конкуренции окажет давление на цены акций, считает он, и, по его мнению, снижение цен Tesla оказывает давление на рентабельность у конкурентов.