Калужский завод «Кристалл» хочет выйти на IPO до конца года

Владельцы хотят привлечь до 1,5 млрд рублей
klvzk.ru

Калужский ликероводочный завод «Кристалл» собирается провести первичное размещение акций на Мосбирже в IV квартале 2023 г., рассказали «Ведомостям» два источника, знакомых с планами компании. По их словам, организатором IPO выступит инвестгруппа «Финам». Информацию подтвердил представитель завода. В «Финаме» также сообщили, что действительно оказывают «Кристаллу» услуги по выводу компании на биржу.

Размер размещения может составить от 1 млрд до 1,5 млрд руб. в зависимости от рыночной конъюнктуры, уточнил один из источников. Средства от размещения пойдут на реализацию стратегии роста и замещение ушедших из России западных ликероводочных производителей, добавил он. В «Кристалле» рассматривают механизм cash-in, согласно которому средства поступают в капитал компании за счет дополнительной эмиссии акций, объясняет он.

В марте 2023 г. «Кристалл» впервые вышел на долговой рынок, разместив на Мосбирже трехлетние облигации на 300 млн руб. с квартальным купоном и доходностью к погашению 14,21%. Рейтинг кредитоспособности компании от «Эксперт РА» составил ruB+ (низкий уровень кредитоспособности и финансовой надежности). Большую часть бумаг купили физлица, указывает руководитель управления кредитного анализа УК «Ингосстрах-инвестиции» Евгений Воробьев.

Первой среди российских алкогольных компаний на биржу вышла Novabev Group (бывшая Beluga Group). В 2008 г. эмитент привлек около $190 млн, а вся компания была оценена в $1 млрд. Второй алкогольной компанией стала «Абрау-Дюрсо» – в 2012 г. предприятие собрало около $13 млн, его оценили примерно в $131 млн. Провести IPO на Мосбирже в 2021 г. планировала Mercury Retail Group, управляющая торговыми сетями «Красное и белое» и «Бристоль», но перенесла размещение «из-за ситуации на рынке».

Профиль завода

Завод «Кристалл» расположен в Обнинске (Калужская обл.), в 2022 г. предприятие произвело 1,35 млн дал ликероводочных изделий. Владелец компании – бизнесмен Павел Победкин, следует из данных СПАРК.

За первое полугодие 2023 г. выручка «Кристалла» составила 1,4 млрд руб., увеличившись почти в 2 раза год к году. Чистая прибыль достигла 31 млн руб. (+3,33%.). Основная продукция завода – водка, на продажи которой приходится 95% всей выручки.

В портфеле «Кристалла» флагманские бренды «Соловушка», Bionica, «Воронецкая» и «Чарочка», по контракту предприятие также разливает «Хортицу». В 2022 г. завод выпустил аналог немецкого ликера Jagermeister.

Продукция компании продается как в крупных федеральных ритейлерах – Х5 Group, «Магнит», «Лента», «Глобус», «Ашан», «Атак», – так и в региональных сетях центральной части России, Урала, Северо-Кавказского и Северо-Западного федеральных округов.

«Кристалл» – активно развивающаяся компания, недавно купившая завод в Липецке, напомнил директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. Но предприятие не входит даже в топ-10 производителей водки, а потенциал «импортозамещения» ушедших предприятий сомнителен, считает Дробиз: бренды наладили параллельный импорт, в связи с чем ниши не освободились.

Всего в январе – августе 2023 г., по данным Росалкогольтабакконтроля, было произведено 47,1 млн дал водки, 5 млн дал коньяка и 8 млн дал ликероводочной продукции крепостью более 25%. Производство водки в России с начала года снизилось на 5%, рассказывал президент Союза производителей алкогольной продукции Игорь Косарев на Московском финансовом форуме 28 сентября. Отечественный алкоголь в структуре реализуемого в России крепкого спиртного занимает около 85%, причем большая часть рынка приходится на водку.

Алкогольные перспективы

Намерение привлечь 1–1,5 млрд руб. через IPO при стоимости активов всей компании в 3,8 млрд руб. по РСБУ по итогам полугодия 2023 г. и чистой прибыли в 31 млн руб. довольно амбициозная цель, считает Воробьев. Объем размещения в 1,5 млрд руб. выглядит как полугодовая выручка компании за этот год и как почти половина текущего баланса, что довольно много, если предположить, что отчетность по РСБУ включает весь бизнес компании, оценивает портфельный управляющий УК «Альфа-капитал» Дмитрий Скрябин. Интерес инвесторов будет зависеть от параметров размещения и общерыночной ситуации в этот период.

Размещению акций компании помогла бы подготовленная отчетность по МСФО, добавляет Воробьев. Ключевой фактор привлекательности эмитента – очень активный рост бизнеса: и финансовый, и производственный. Оценка компании исходя из отчетности по РСБУ не всегда репрезентативна, в то время как эмитент не раскрывает отчетность по МСФО, добавляет Скрябин.

Перспективность инвестиций зависит как от динамики роста компании и рыночной конъюнктуры, так и от цены и условий размещения, отмечает Скрябин. В то же время акции других производителей алкоголя – «Белуги» и «Абрау-Дюрсо» – с начала года выросли на 128 и 65%, что существенно лучше рынка.

Доля компании на российском рынке пока небольшая, но по результатам 2023 г. эмитент стремится увеличить рыночную долю в 2 раза, говорит Воробьев. В условиях активного роста экономики страны, возможно, «Кристаллу» удастся реализовать намеченные планы, что позитивно отразится на чистой прибыли компании и будущих котировках акций, отмечает эксперт. В остальном инвесторам необходимо проявить осторожность, считает Воробьев: компания небольшая, свою новую историю ведет относительно недавно, работает на исключительно конкурентном и значительно зарегулированном рынке.

Свою роль может сыграть и успешная борьба властей с контрафактной продукцией, которая занимает примерно треть всего рынка крепкого алкоголя, продолжает Скрябин. Эмитент относительно небольшой, поэтому ликвидность не будет высокой, замечает эксперт. В связи с этим интерес к акциям могут проявить частные инвесторы, исходя из презентации компанией своей стратегии развития и условий размещения бумаг.