Что происходит с облигациями «Роснано»

Котировки бондов госкомпании рухнули после публикаций о риске признаков банкротства
Максим Стулов / Ведомости

Котировки ликвидных облигаций госкомпании «Роснано» рухнули 4 октября на Мосбирже на 15–39 п. п. до 60–70% от номинала, к 5 октября стоимость бумаг отскочила и находилась на уровнях 84–87%.

Цены упали после того, как СМИ обратили внимание на одну из формулировок из отчета эмитента «Роснано» за полугодие, опубликованного в конце сентября. В нем в том числе говорится, что «в случае непринятия акционером «Роснано» решений о нормализации финансовой отчетности и предоставлении ликвидности для исполнения обязательств перед кредиторами, в том числе в условиях бюджетных и иных нормативных ограничений, высока вероятность возникновения признаков банкротства».

Но такие же сомнения в возможности непрерывно продолжать свою деятельность раскрыты «Роснано» в отчетности по МСФО за первое полугодие 2021 г. Это был последний раз, когда компания публиковала финансовую отчетность. Есть эта информация и в аудиторском обзоре без форм отчетности за первое полугодие 2023 г., раскрытом «Роснано» в конце августа.

Новости о проблемах «Роснано» с рефинансированием долга появляются с конца 2021 г. С тех пор компания погасила три выпуска облигаций номиналом 30 млрд руб. Два из них были оплачены из бюджетных средств во исполнение госгарантии по телу долга. Бумаги «Роснано» уже несколько раз резко падали в цене на Мосбирже, реагируя на различные новости о компании, но всякий раз котировки корректировались вверх. Последние месяцы бумаги торговались по 80–90% от номинала.

Без финансовой отчетности нельзя делать выводы о состоянии эмитента, отметил руководитель отдела аналитики долгового рынка «Ренессанс капитала» Алексей Булгаков в рассылке инвесткомпании. Коррекция же в выпусках госкомпании объясняется скорее осознанием рынком приближения крупных погашений ее долга и отсутствием явных источников их финансирования, считает эксперт. В отчете эмитента говорится также, что, «учитывая размер кредиторской задолженности в виде кредитов и облигационных займов, подлежащих погашению до конца 2023 г., исполнение «Роснано» долговых обязательств в полном объеме исключительно за счет собственных средств объективно невозможно».

В обращении остается пять выпусков бондов «Роснано» номиналом 37 млрд руб. Из них только флоатер «Роснано-08» размером 13,4 млрд руб. имеет госгарантию по основной сумме. Выпуск должен быть погашен через пять лет. Ближайшие погашения ожидают «Роснано» в декабре этого года по двум выпускам в сумме на 15,5 млрд руб.

Облигационный долг составляет около 39% от чистого долга компании на первое полугодие 2023 г., указано в отчете эмитента. Год к году долг снизился на 20% до 95,6 млрд руб. По итогам 2022 г. задолженность «Роснано» составляла 90,9 млрд руб., а годом ранее – 124 млрд руб.

«Ведомости» направили запросы в известные банки – кредиторы «Роснано»: Промсвязьбанк, Совкомбанк и «Санкт-Петербург».

Год назад в правительстве обсуждали расформирование «Роснано», писали «Ведомости» в октябре 2022 г., финансовые проблемы госкомпании усугубились после введения антироссийских санкций, из-за чего она фактически утратила возможность самостоятельно обслуживать свои обязательства. Обсуждаемая стратегия ликвидации предусматривала более интенсивную реализацию активов госкомпании и сохранение той части портфельных компаний «Роснано», которые представляют значимость для технологического развития страны.

Если государство не поддержит «Роснано», то компанию ждет либо дефолт, либо реструктуризация долга, говорит руководитель DCM-направления «Цифра брокера» Максим Чернега. Второй вариант он называет более вероятным. Скорее всего, вопрос будет решаться комплексно, полагает Чернега, т. е. «спасать» государство будет как облигационеров, так и прямых кредиторов в лице банков.

Минфин сейчас оказался в ситуации, когда от его действий по одному эмитенту зависит устойчивость всего долгового рынка, продолжает Чернега. Если «Роснано» спасут, то все «выдохнут», а если нет, то можно ожидать массового выхода из бумаг ряда квазигосударственных компаний, особенно тех, к платежеспособности которых есть вопросы, говорит эксперт. «Учитывая рост ставок и «кризис рынка ОФЗ», одной соломинки для перелома хребта достаточно», – считает Чернега.

Квазисуверенным эмитентом с проблемой рефинансирования долга является Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), говорит Булгаков из «Ренессанс капитала». В этом году ГТЛК фондирует кассовый разрыв за счет размещений облигаций с низкими купонами в пользу Минфина. Пока таких бумаг продано на 80 млрд руб.

ГТЛК в 2023 г. получает от Минфина средства исключительно на реализацию тех или иных проектов по развитию транспортной отрасли, говорит представитель лизинговой компании. В этом году ГТЛК привлекла более 74 млрд руб. через размещение облигаций по закрытой подписке в пользу Минфина из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) и уже проавансировала за счет них поставку техники (автобусов, водных судов, самолетов и вертолетов). Это полностью возвратные средства, подчеркнул представитель лизинговой компании.