Российских инвесторов подключат к крупнейшей китайской товарной бирже

До конца года доступ к Даляньской товарной бирже обеспечит «Финам»
NANG GONGAQ / Imaginechina via AFP

«Финам» до конца года допустит российских инвесторов к торгам на Даляньской товарной бирже (Dalian Commodity Exchange, DCE), рассказал «Ведомостям» президент инвесткомпании Владислав Кочетков. В терминалах «Финама» инвесторы смогут торговать фьючерсами и опционами на товары и сырье, отметил он.

На этом фоне аналитики «Финама» начинают покрытие инструментов биржи, добавил Кочетков. Доля компании по объему операций квалифицированных инвесторов на срочном рынке в 2024 г. может достигнуть 30%, ожидает он: этому будут способствовать растущий товарооборот между Россией и Китаем и хорошая ликвидность местных рынков. Сейчас доли у «Финама» нет, так как его клиентам до сих пор не были доступны инструменты срочного рынка.

Конкурент «Финама», БКС, не прорабатывает подключение к DCE из-за отсутствия интереса среди клиентов, заявил руководитель департамента интернет-брокера инвесткомпании Игорь Пимонов. Аналогичное решение приняли «Ингосстрах-инвестиции» и «Иволга капитал», рассказали их представители. Текущего инструментария срочного рынка Мосбиржи достаточно, особенно с учетом последнего расширения инструментов, добавляет управляющий директор «Иволга капитала» Дмитрий Александров.

Доступ к новым площадкам востребован среди клиентов российских брокеров, возражает заместитель директора департамента торговых операций «Цифра брокера» Владимир Шумаков. Финансовый рынок Китая очень закрытый, он сильно зависит от внутренней политики правительства, но это перспективное направление, продолжает Шумаков. Для доступа клиентов необходимо аккуратно проработать все юридические вопросы и риски, добавляет он.

Сейчас на DCE торгуется 21 товарный фьючерс и 13 опционов, среди базовых активов – кукуруза, соевые бобы, соевое и пальмовое масло, кукурузный крахмал, яйца, кокс, коксующийся уголь, железная руда, сжиженный природный газ и др. Объем торгов опционами на DCE за январь – сентябрь этого года составил 161,44 млрд юаней, а фьючерсами – 85,7 млрд юаней. DCE, основанная в 1993 г., – одна из пяти существующих в Китае фьючерсных бирж. В 2017 г. меморандум о сотрудничестве с ней подписала Мосбиржа.

Китайские фьючерсы и опционы интересны, скорее, производителям, у которых после разрыва международных отношений с Западом исчезла возможность эффективно хеджировать финансовые риски, говорит директор департамента управления активами УК «Ингосстрах инвестиции» Артем Майоров. При этом цены в Китае не являются бенчмарком для цен в России из-за полузакрытого рынка, добавляет он. Например, цены на свинину в Китае и России долгое время кратно различались из-за запрета на поставки российской свинины в Китай, отмечает Майоров. Сейчас ситуация улучшается, но цены по-прежнему отличаются.

В первую очередь допуск к китайским фьючерсам и опционам полезен российским игрокам сельскохозяйственного рынка, а также производителям нефти и нефтетрейдерам, оценивает директор Navigator Principal Investors Кайл Шостак: инструмент позволит хеджировать риски изменения цены на тот или иной продукт. Специфика DCE позволяет использовать ее тем российским компаниям, которые ориентируют свой экспорт на Китай и страны Юго-Восточной Азии, особенно хорошо деривативы будут сочетаться с контрактами по поставкам сельхозпродукции в юанях, говорит Шостак. Аналогичные инструменты предоставляют товарно-сырьевые биржи Чикаго и Нью-Йорка, которые ранее российские компании использовали для хеджирования рисков, отмечает он.

Подключение первого российского игрока к торгам на DCE значимо для российского рынка с учетом того, что все отечественные инвесторы, в том числе промышленные компании, были отрезаны от различных биржевых и опционных механизмов, отмечает член генерального совета «Деловой России», гендиректор АО «Первая группа» Алексей Порошин. Рынок Китая сейчас основной для России, при этом Китай предъявляет большой спрос на российскую продукцию, в особенности биржевые товары – мясо, зерно, сою, перечисляет он.

Для физлиц инструмент может быть интересен только в спекулятивных целях, но это будет крайне рискованным вложением, предупреждает Майоров. Среди других рисков инструмента – волатильность из-за изменения курса валют и движения котировок на товары, добавляет Александров.