В ГТЛК назвали причины неплатежей по евробондам

Лизинговая компания пыталась рассчитаться с инвесторами через европейских «дочек»
Максим Стулов / Ведомости

Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) год не платила по своим еврооблигациям после событий 2022 г., потому что сначала надеялась рассчитаться с инвесторами через европейских «дочек», а также сомневалась, подпадает ли под обязательное замещение бумаг. Об этом первый заместитель генерального директора ГТЛК Михаил Кадочников рассказал в интервью «Ведомостям».

Компании группы ГТЛК не платили купоны по евробондам с августа 2022 г. после попадания под блокирующие санкции США, в то время как российские подсанкционные компании делали это разными способами – платили эквивалент в рублях (так делал и Минфин) или замещали бумаги. В ноябре 2023 г. ГТЛК выплатила пропущенные купонные платежи по еврооблигациям дочерних обществ, а в ноябре – декабре заместила все шесть выпусков евробондов, эмитированных европейскими «дочками». Средний уровень замещения в российским периметре составил 98%.

В начале 2023 г. в ходе консультаций с регуляторами и привлеченными консультантами ГТЛК решила разделить платежи в российский и международный периметры, рассказал Кадочников. Для этого нужно было внести изменения в эмиссионную документацию евробондов, но в мае несколько событий кардинально изменили ситуацию для компании, продолжает Кадочников. Сначала вышли уточнения к президентскому указу № 430 «об обязательном замещении», которые установили крайним сроком замещения 1 января 2024 г. (позже его продлили до 1 июля этого года). А затем ирландский суд принял решение о ликвидации дочерних ирландских компаний ГТЛК – GTLK Europe и GTLK Europe Capital.

Параллельно с конца августа – начала сентября 2022 г. представители лизинговой компании контактировали с Банком России по поводу применимости к ГТЛК первой редакции президентского указа о замещающих бумагах. «Для нас как государственной компании важно было окончательно убедиться, подпадаем мы под действие этого указа или нет, принимая на себя долг в $1,5 млрд в российском периметре (105,5 млрд руб. по курсу ЦБ на 31 декабря 2022 г. – «Ведомости»)», – заявил Кадочников.

Сомнения ГТЛК были связаны главным образом с тем, что GTLK Europe в отличие от большинства других российских эмитентов еврооблигаций не была условным кошельком ГТЛК в международном периметре или казначейского формата компанией (так называемая LPN-схема, в структуре которой нет ссуды российскому юрлицу. – «Ведомости»), объясняет топ-менеджер. GTLK Europe была обособленной бизнес-единицей группы ГТЛК, вела свой бизнес и привлеченные средства направляла на формирование собственных активов (самолеты, корабли) и обслуживание евробондов, продолжает он.

Но в ноябре 2022 г. ЦБ опубликовал разъяснения и у ГТЛК отпали вопросы, добавил Кадочников. Регулятор разъяснил, что под действие указа № 430 подпадают все: заемщики по LPN-схеме, поручители по выпускам, российские юрлица, входящие в иностранные холдинги, выпускавшие еврооблигации, напоминает руководитель отдела аналитики долгового рынка инвесткомпании «Ренессанс капитал» Алексей Булгаков.

Заместитель генерального директора «Цифра брокера» Александр Цыганов считает, что публичная коммуникация ГТЛК с рынком до начала замещения была недостаточной: инвесторы пребывали в нервозном состоянии, из-за того что изначально не было понятно, почему компания не идет на замещение облигаций, особенно на фоне большей прозрачности других эмитентов.