Как биржевые фонды с биткойнами повлияют на криптоиндустрию

Они могут сделать криптовалюту частью официальной азартной игры
CFOTO / NurPhoto via AFP

Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) США после 10 лет попыток участников рынка одобрила деятельность биржевых фондов, которые инвестируют в биткойн (BTC). Объем рынка криптовалюты на данный момент превышает $1,8 трлн, следует из данных CoinMarketCap. Из них почти $1 трлн сосредоточен в биткойне. Фонды с ним есть у крупнейших классических игроков, таких как BlackRock, Invesco и Fidelity.

Решение во многом было принято после победы инвестфонда Grayscale Investments над SEC в суде по делу о преобразовании их биткойн-траста в спотовый биткойн-ETF (exchange traded fund, биржевой инвестиционный фонд), говорит генеральный директор BitRiver Игорь Рунец. В октябре суд подтвердил, что SEC была «произвольной и капризной», отклонив попытку Grayscale. Свою роль также сыграли заявки на создание биткойн-ETF крупными управляющими компаниями, такими как BlackRock (в июне прошлого года) и Valkyrie (обновила заявку в конце октября).

Спотовый биткойн-ETF инвестирует непосредственно в биткойн, но не требует регистрации кошелька и самостоятельного хранения криптовалюты. Одобрение такого инструмента приведет к его значительной институализации в США, уверена управляющий партнер Findustrial Consulting Group Алевтина Камелькова. Теперь приобрести биткойн можно будет через покупку ценной бумаги ETF, т. е. пая на биткойн, через свой брокерский счет, объясняет она. При этом не нужно будет разбираться в специфике блокчейна или хранить seed-фразу (набор слов для доступа к криптокошельку).

Камелькова отметила, что ETF на биткойн уже доступны в Канаде и Латинской Америке, но их рынок не настолько велик. Инвесторы ждали разрешения именно в США и, соответственно, существенного роста стоимости биткойна за счет прихода на рынок институциональных инвесторов, объясняет эксперт. Например, размер фонда Grayscale на данный момент превышает $28,5 млрд, или чуть больше 619 000 биткойнов. Один пай подразумевает покупку 0,0008943% биткойна.

Решение комиссии свидетельствует о готовности мирового финансового рынка принять риски, связанные с допуском криптовалют в традиционную финансовую систему, говорит генеральный директор АО «Транскрипт» Станислав Акулинкин. По его словам, это очевидно привлечет приток инвестиций в индустрию криптовалют в целом, и не только в биткойн. Эксперт допускает, что высокотехнологичный сектор экономики также может стать бенефициаром тренда, например в фондовом индексе NASDAQ. Но потребуется некоторое время для сглаживания всплесков волатильности, сопряженной с событием, резюмировал Акулинкин. Подготовка к регистрации фондов производилась уже несколько лет, рынок ждал этого события.

Сейчас инвестиционный рынок наблюдает встречное движение государства и криптоиндустрии друг к другу, говорит генеральный директор юридического бюро Sagrada Legal и председатель комиссии по ЦФА Торгово-промышленной палаты Олег Ушаков. С одной стороны, уже далеко не все криптоэнтузиасты настаивают на полной децентрализации криптовалюты, как было изначально, и готовы согласиться на производные инструменты – ценные бумаги, связанные с биткойном, рассуждает эксперт. С другой стороны, и государство дает определенный маневр для тех, кто хочет привязаться к риску биткойна, но при этом не предоставляет самой криптовалюте быть расчетным средством.

Стоимость биткойна в последние 24 часа превышала $48 700, но скорректировалась к 20.00 по мск. В итоге за сутки она увеличилась на 1,7% до $46 170. Взрывного роста криптовалюты после решения SEC нет по нескольким причинам, объясняет Рунец. За прошлый год биткойн подорожал на 155,6% до $42 283, а рост этого года уже был отчасти заложен в ожиданиях, уверен эксперт. Еще одна причина спокойствия инвесторов – новизна продукта. Они пока с осторожностью относятся к нему, замечает Рунец. Тем более решение SEC было принято через сутки после того, как ранее появилось фейковое сообщение об одобрении, резюмировал эксперт.

Еще одна причина – инвесторы и спекулянты начали переливать криптовалюту из BTC в эфир (ETH) в ожидании еще одного одобрения SEC, отмечает Рунец. Он допускает, что комиссия может занять с ETH ту же позицию – в среднесрочной перспективе одобрить спотовый фонд, но не признавать сам эфир. Монополию на регулирование средств расчета внутри страны государства в большинстве своем вряд ли отдадут, добавляет Ушаков. Во внутренних расчетах править балом будут фиатные валюты, в том числе и через свои цифровые аналоги, CBDC, уверен эксперт. Но для международных расчетов, в том числе в целях обхода имеющихся ограничений, криптовалюты вполне могут быть использованы, резюмировал он.

Рунец также обратил внимание на двойственность решения SEC – комиссия одобрила ETF, но не стала признавать сам биткойн. Председатель Гэри Генслер в своем заявлении написал, что инвесторы должны сохранять осторожность в отношении множества рисков, связанных с биткойнами и продуктами, стоимость которых привязана к криптовалюте. Это может негативно сказаться на дальнейшем развитии биткойн-ETF, уверен Рунец. Но SEC будет наблюдать за тем, как проходят торги, добавляет эксперт, и если никаких замечаний к ним не будет, то тогда не стоит ожидать закручивания гаек. Если объемы притока средств в фонды не разочаруют инвесторов, то они начнут перемещать средства с фондового рынка, чем вызовут новое ралли биткойна перед халвингом (плановое сокращение количества вновь выпускаемых биткойнов).

Возможность допуска в России подобного инструмента довольно комплексный вопрос, говорит Камелькова: его должны урегулировать ЦБ, Минфин, ФНС, Минэнерго, Росфинмониторинг и прочие ведомства. Но эксперт не исключает, что одобрение ETF в США может ускорить регулирование криптовалюты в России. В России американский опыт, насколько это возможно, будет изучаться, добавляет Ушаков. Российские регуляторы в курсе дела, уверен Акулинкин, но, по его мнению, они вряд ли изменят основы своей политики по ограничению российского рынка от распространения криптовалют.

Ушаков, наоборот, допускает, что есть шанс на то, что российские регуляторы смогут изменить взгляд на коллективные инвестиции или цифровые финансовые активы (ЦФА), привязанные к риску криптовалют, и понять, что «это не так страшно». ЦБ сейчас не хочет появления крипторисков на российском финансовом рынке, рассуждает Ушаков, но если предположить, что такой инструмент не является чисто финансовым, а представляет собой своего рода азартную игру, то и подходы к его регулированию теоретически могут быть другими.