Какие перспективы у акций потребительских компаний Китая на фоне ценовых войн

Они повернутся к росту при поддержке государства, говорят аналитики
AFP

Акции китайских потребительских компаний продолжают падать на фоне усиливающейся конкуренции на рынке. С конца сентября их стоимость обвалилась в совокупности на $157 млрд, пишет Bloomberg. Компании потребительского сектора КНР показали худший результат в индексе MSCI China после сектора недвижимости.

Больше остальных потянули индекс вниз гигант электронной коммерции Alibaba, ресторанный оператор Yum China и производитель электромобилей BYD. С конца сентября к закрытию сессии 16 января MSCI China снизился на 11,3%, а бумаги Yum China на бирже Гонконга за это время упали на 36,2% до 284,4 гонконгского доллара, Alibaba – на 20,4% до 68,4 гонконгского доллара, BYD – на 17% до 205,2 гонконгского доллара.

Обеспокоенность инвесторов по поводу прибылей компаний и их акций растет из-за непрекращающегося снижения цен на китайские товары на фоне вялого потребительского спроса. Потребительские цены в Китае падают третий месяц подряд – это самое длительное снижение показателя с 2009 г. Индекс потребительских цен Китая в декабре снизился на 0,3% г/г после ноябрьского снижения на 0,5% г/г и октябрьского – на 0,2% г/г. Неудивительно, что в таких условиях ухудшаются прогнозы по потребительскому сектору, которые напрямую зависят от внутреннего спроса, говорит аналитик УК «Альфа-капитал» Юлия Мельникова.

Среди причин падения акций китайских потребительских компаний руководитель направления анализа международных рынков акций инвестиционного банка «Синара» Сергей Вахрамеев называет ценовые войны или войны скидок, давление со стороны регуляторов и тревожные тенденции в экономике Китая (замедление ВВП и дефляция).

Битва за долю рынка

В битву за клиентов включились компании всего потребительского сектора, от электромобилей до фастфуда, и даже акции хваленых интернет-гигантов электронной коммерции, отмечает Bloomberg. Они заманивают рекламными акциями покупателей, которые не уверены в стабильности своих доходов и сохранении рабочих мест на фоне падающего экспорта страны, девелоперского кризиса и отсутствия расширенной господдержки отечественных отраслей, из-за чего экономят, отмечает аналитик Freedom Finance Global Роман Лукьянчиков. Поэтому компании активнее борются за долю на рынке, прибегая к промоакциям, скидкам и повышенным расходам на рекламу, которые негативно бьют по прибыльности, но часто не приводят к значительному росту выручки, из-за чего их оценка аналитиками снижается.

Компании быстрого питания предлагают полноценные обеды примерно за $3 – трудно заработать по таким низким ценам, отмечает Bloomberg. Рентабельность отрасли будет снижаться до тех пор, пока не закончится иррациональная ценовая война, считает аналитик JPMorgan Кевин Инь, снижая оценку Yum China. В секторе фастфуда компаниям приходится не только переманивать покупателей друг у друга, но и бороться с желанием граждан сэкономить и приготовить пищу дома, что также заставляет снижать цены на продукцию и получать меньше прибыли, чем ожидают инвесторы, говорит Лукьянчиков.

Индустрия электромобилей также в числе самых пострадавших от острой конкуренции – китайские производители последовали примеру Tesla и снизили цены для увеличения продаж. BYD и местные аналоги, включая Xpeng и Li Auto, потеряли рыночную стоимость на миллиарды долларов за последние несколько месяцев. Местные бренды предлагают лучшие скидки, чем люксовые и иностранные бренды, но в I квартале 2024 г. скидки из-за эффекта сезонности будут еще выше, считают в Morgan Stanley.

Пострадали даже китайские интернет-гиганты Alibaba и JD.com, которые также ведут ожесточенную борьбу за долю рынка. У молодых представителей сектора (таких как PDD Holdings и ByteDance) более конкурентные бизнес-модели и способы привлечения клиентов, из-за чего старые компании прибегают к снижению цен для сохранения доли на рынке, отмечает Лукьянчиков. Пока ценовая война пошла на пользу PDD, оператору дисконтного сайта Temu, акции которого с конца сентября выросли на 50%.

Все это говорит об очень слабой потребительской среде, включая отсутствие потребительского доверия и слабый рост доходов, приводит Bloomberg слова инвестиционного директора по азиатским акциям в Abrdn Синь-Яо Нг. Ослабление внутреннего спроса в стране, сопровождающееся дефляцией, – одна из главных причин падения акций китайского потребительского сектора, считает начальник отдела аналитики и продвижения брокера БКС Оксана Холоденко. Это отражается в динамике потребительского доверия, розничных продажах, динамике заработных плат.

Что поможет

Аналитики надеются, что снижение процентных ставок и государственных расходов поможет предотвратить вхождение страны в дефляционную спираль, пишет Bloomberg. Управляющие фондами ждут данных о ценах и продажах к китайскому Новому году в феврале, а также Всекитайскому собранию народных представителей в марте. На этой ежегодной законодательной сессии правительство объявит о цели роста экономики на 2024 г.

На 0,17% снизился во вторник индекс Мосбиржи

Главный бенчмарк российского фондового рынка по итогам основной сессии во вторник, 16 января, потерял 0,17% до 3179,45 пункта. Его долларовый аналог индекс РТС снизился на 0,34% до 1141,33 пункта. За это время доллар вырос на 25 коп. до 87,85 руб., евро подешевел на 36 коп. до 95,64 руб., а юань потерял 1 коп. до 12,12 руб. 
Лидерами роста во вторник стали привилегированные акции «Транснефти» (+2,74%), бумаги ПИК (+2,66%,) и «Мечела» (+2,19%), а также привилегированные акции «Мечела» (+2,06%) и «Сургутнефтегаза» (+1,82%). В аутсайдерах оказались бумаги TCS Group (-4,42%), Ozon (-2,65%), Globaltrans (-2,41%), X5 Group (-1,78%) и «Мосэнерго» (-1,51%). 
Цена мартовского фьючерса на нефть марки Brent во вторник снизилась на 0,4% до $77,84/барр. Февральский фьючерс на нефть WTI подешевел на 0,92% до $72,12/барр. 
Российский рынок акций во вторник снижался, говорит инвестиционный стратег «БКС мир инвестиций» Александр Бахтин. При этом внешний фон также ухудшился, добавляет он: снижались индексы зарубежных площадок и котировки практически всех сырьевых товаров.
В среду, 17 января, ОПЕК представит свой ежемесячный отчет, напоминает Бахтин. Из экономической статистики дня он выделяет блок данных по Китаю, в том числе оценку ВВП, уровень безработицы, объемы промпроизводства. Также в еврозоне будет обнародована финальная оценка декабрьского ИПЦ. Кроме того, в середине недели выйдет «Бежевая книга» ФРС, которая дает общее представление об экономических тенденциях и проблемах США, отмечает аналитик.
Рубль во вторник в основном умеренно снижался, говорит Бахтин. После импульса рублевого усиления образовалась локальная перепроданность в валютах, которая сейчас снимается, поясняет он. По словам Бахтина, фундаментально рубль опирается на жесткость ДКП, обязательные продажи большей части экспортной выручки, увеличенные продажи валют регулятором в рамках бюджетного правила. Уже с этой недели экспортеры могут начать готовиться к налоговому периоду, заблаговременно приобретая рубли под платежи, что может придать дополнительных сил рублю, полагает Бахтин. 

Для позитивной динамики китайских потребительских компаний необходимы либо стабильно хорошие экономические показатели, которых пока нет, либо расширение господдержки, которая может выражаться в увеличении дефицита бюджета за счет новых долгов и высокой официальной цели по росту ВВП на 2024 г., говорит Лукьянчиков. Достижение цели по ВВП может предполагать не только рост заимствований, но и экономические реформы, поясняет эксперт. Если состояние китайской экономики и дальше будет ухудшаться, а власти не примут мер по стабилизации ситуации, то акции потребительского сектора продолжат падение. Сильно просевшие акции могут вырасти быстрее остальных при развороте широкого китайского рынка, но для такого разворота нужен мощный драйвер по примеру отмены карантина в конце 2022 г., когда инвесторы поверили в быстрое восстановление внутреннего потребления в КНР, добавляет эксперт. Он считает, что стратегически такой разворот возможен в марте, если власти объявят цель по росту ВВП на 2024 г. не ниже 5%, что, скорее всего, будет означать согласие правительства на мощное стимулирование экономики.

Меры фискального и монетарного стимулирования могут исправить ситуацию, уверена Холоденко. Бумаги лидеров падения могут готовиться к рывку наверх, но конкретного сигнала пока нет, отмечает Холоденко. Тем не менее она считает, что у акций Alibaba и Yum China потенциал роста в 2024 г. выше 30%. В «Синаре» также ожидают восстановления котировок акций Alibaba и ждут роста до 100 гонконгских долларов (апсайд 46,2%).

Наиболее выгодными Лукьянчиков считает инвестиции в китайские быстро растущие компании с положительным денежным потоком и поддержкой (или невмешательством) государства. Он выделяет молодые компании, выигрывающие в ценовой конкуренции в своих секторах: PDD Holdings в секторе электронной коммерции с целевой ценой в $180 (апсайд 21%) и Li Auto в секторе электромобилей с целевой ценой в $54 (+70,6%).