Производитель бытовой химии Synergetic собрался на IPO

Первый, хоть и небольшой, эмитент из этого сектора может привлечь до 3 млрд рублей
Евгений Разумный / Ведомости

Производитель бытовой химии для дома Synergetic рассматривает возможность проведения IPO, рассказал «Ведомостям» собеседник в крупном инвестбанке и подтвердил собеседник, близкий к Мосбирже. Действительно, в компании обсуждают планы по выходу на IPO, но в этом году этого не произойдет, сказал представитель Synergetic.

Собеседники не раскрыли, какой объем размещения планируется, дату предполагаемого IPO и формат сделки: cash-in (средства от продажи акций прямо поступают в капитал компании и в дальнейшем могут быть направлены ее развитие) или cash-out (средства поступают акционеру напрямую). Близкий к Мосбирже источник указывает, что компания пока находится в процессе переговоров, и не исключает, что эмитент завершит все необходимые процедуры до конца 2024 г.

Synergetic обсуждала возможность выхода на Мосбиржу с потенциальным организатором размещения – крупным инвестбанком еще в 2022 г., делится его сотрудник. Но до конструктивного диалога дело так и не дошло, признает он.

Мыльный всплеск

Крупными игроками рынка бытовой химии и косметики до февраля 2022 г. были западные компании – Henkel (бренды Persil, Losk, «Дени», «Ласка», «Пемос», «Пемолюкс», Verne), Procter & Gamble (бренды Ariel, Tide, Lenor, «Миф», Fairy, Mr. Proper), Reckitt Benckiser (Cilit Bang и Vanish, презервативы Durex и др.), Johnson & Johnson (Johnson’s Baby, Le Petit Marseillais). В мае 2023 г. Henkel завершила сделку по продаже российских активов за 54 млрд руб. консорциуму инвесторов, в который входят структуры Виктора Харитонина, Ивана Таврина и Дмитрия Крюкова. Procter & Gamble анонсировала сокращение бизнеса в стране до повседневных товаров первой необходимости, а также отказалась от новых инвестиций. Reckitt Benckiser заявила о передаче бизнеса российскому менеджменту в апреле 2022 г., но в июле 2023 г. уходить с российского рынка передумала. Johnson & Johnson объявила о приостановке поставок товаров в Россию из-за «гуманитарного кризиса».

После того как западные игроки объявили о сокращении российского бизнеса или его продаже, отечественные производители поспешили закрыть нишу, а Synergetic – один из лидеров импортозамещения бытовой химии, говорит генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

Synergetic не выходила на рынок публичного долга, не раскрывает отчетность по МСФО и пока не отчиталась по РСБУ за 2023 г. Выручка производителя последние пять лет ежегодно увеличивается в 2 раза. По итогам 2022 г. она выросла в 1,9 раза до 11,9 млрд руб., следует из финансовой отчетности ООО «Синергетик». Чистая прибыль компании за этот период выросла в 5 раз год к году и достигла 1,1 млрд руб. В отчетности рост продаж бытовой химии и косметики объясняется контрактами с новыми покупателями и ростом продаж по текущим контрактам, в том числе с «Магнитом», Ozon, Wildberries, Х5 Group. Данных о долгосрочных обязательствах компании в отчетности нет. Короткие обязательства (срок погашения – до года) по итогам 2022 г. составили 3,8 млрд руб., из которых 1,6 млрд руб. приходится на заемные средства, а 2 млрд руб. – на кредиторскую задолженность.

1,91 млн т

моющих средств произвели в России за январь – ноябрь 2023 г., следует из данных Росстата. За этот же период в стране произведено 285 100 т органических поверхностно-активных веществ – в показатель не входит производство мыла. В 2023 г. Synergetic произвела больше 100 000 т экологичных моющих средств и натуральной косметики, рассказал представитель компании.

Synergetic – небольшой игрок даже в сравнении с отечественными конкурентами. Выручка одного из них, «Нэфис косметикс» (бренды BiMax, AOS и Sorti), в 2 раза больше и составляет 24,8 млрд руб., прибыль – в 3,2 раза (3,6 млрд руб.), следует из отчетности по РСБУ за 2022 г. Выручка дистрибутора бытовой химии и косметики НТС «Градиент» (также владеет собственными брендами) по итогам того же года составила 20,6 млрд руб., но чистая прибыль сопоставима с Synergetic и составляет 1,2 млрд руб.

Чистое IPO

Сейчас на российском фондовом рынке производители бытовой химии не представлены. Знакомые инвестору бренды имеют определенные преимущества при IPO: наличие товара на полке в том числе стимулирует и биржевой спрос, говорит аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын.

История Synergetic

Synergetic – производитель экологически чистых средств для стирки, уборки и мытья посуды из Нижнего Новгорода, следует из информации на сайте компании. Компания основана Алексеем Зюзиным в 2011 г., с 2012 г. он ее генеральный директор. До этого предприниматель занимался производством бетона: в 2008 г. выкупил обанкротившийся бетонный завод и за четыре года вывел его в прибыль, писал в 2016 г. РБК.
С 2020 г. российским ООО «Синергетик» владеет кипрская Planet Synergetic. Компанию контролировали основатели и менеджмент – Петр Маневич (45%), Зюзин (40%), Алексей Шатов (10%), Алексей Коновалов (5%). В 2020 г. инвестфонд Baring Vostok купил 19% в Synergetic. Но для сделки с фондом компания выпустила новые акции, существующие владельцы из капитала компании не выходили, писали «Ведомости». В марте 2023 г. Synergetic стала владельцем 49% в ЗОЖ-маркетплейсе натуральной косметики и еды 4fresh. В октябре того же года компания анонсировала создание производства косметики в Дзержинске – инвестиции в него составят порядка 400 млн руб.

Мультипликаторы в индустрии немаленькие. Например, у Procter & Gamble (торгуется на Нью-Йоркской фондовой бирже) EV/Revenue (соотношение справедливой стоимости к выручке) составляет 4,7, EV/EBITDA – 17,6, а прогнозный показатель P/E (цена/прибыль) равен 24,6, говорит Делицын. По оценке «Цифра брокера», средний P/E зарубежных производителей товаров быстрого пользования (Unilever, Kimberly-Clark, PG, Colgate-Palmolive) составляет 25х, говорит аналитик брокера Анна Буйлакова. Это выше, чем средний P/E компаний, входящих в расчет индекса S&P 500, за последние пять лет (18,9х, следует из данных Factset), указывает она. Оценка может отражать защитную природу бизнеса этих компаний, спрос на продукты которых не цикличен, поясняет Буйлакова.

С учетом таких мультипликаторов и оценки показателей компании капитализация Synergetic может составить около 28 млрд руб, подсчитывает Делицын. Сейчас дебютанты размещают на бирже около 10% компании, поэтому вероятный объем IPO – до 3 млрд руб., говорит он. По оценке БКС, стоимость компании кратно ниже – 12 млрд руб., говорит эксперт по фондовому рынку брокера Анна Кокорева.

На 0,49% вырос в четверг индекс Мосбиржи

Главный бенчмарк российского фондового рынка по итогам основной сессии в четверг, 1 февраля, прибавил 0,49% до 3229,89 пункта. Его долларовый аналог индекс РТС снизился на 0,09% до 1124,67 пункта. 
За это время доллар подорожал на 45 коп. до 90,47 руб., евро – на 36 коп. до 97,94 руб., а юань – на 7 коп. до 12,57 руб. 
Лидерами роста в четверг стали бумаги «Сургутнефтегаза» (+4,96%), «Яндекса» (+2,53%), НЛМК (+2,15%), X5 Group (+1,83%) и ММК (+1,38%). Аутсайдерами 1 февраля оказались бумаги Polymetal (-2,61%), привилегированные акции «Мечела» (-2,2%), а также бумаги Globaltrans (-1,78%), «Русгидро» (-1,44%) и «Русагро» (-1,19%). 
Цена апрельского фьючерса на нефть марки Brent в четверг вечером выросла на 0,56% до $81/барр. Мартовский фьючерс на нефть WTI подорожал на 0,73% до $76,4/барр.
В четверг российские индексы демонстрировали разнонаправленную динамику, говорит руководитель отдела акций УК «Первая» Антон Кравченко. Внешний фон остается неустойчивым, отмечает инвестиционный стратег «БКС мир инвестиций» Александр Бахтин. ФРС не стала менять уровень ставок, но риторика регулятора разочаровала рынки – ожидания первого шага в смягчении ДКП сместились с мартовского заседания на май. 
В пятницу будет опубликован январский отчет по рынку труда США. Квартальные финрезультаты раскроют Apple, Amazon.com, Merck & Co. Московская биржа опубликует объемы торгов за январь 2024 г., «Самолет» и «Северсталь» обнародуют квартальные финансовые результаты по МСФО.
Доллар поднялся выше 90 руб. на фоне завершения налогового периода и импульса укрепления американской валюты, говорит Бахтин. Также он отмечает недостаточно благоприятную ситуацию с ценами на энергоносители, сложившуюся с конца осени 2023 г. Но эффект высоких ставок, действие указа об обязательной продаже части экспортной выручки и валютные интервенции ЦБ не позволят рублю существенно просесть, полагает аналитик. 
Прогноз «БКС мир инвестиций» по индексу Мосбиржи на 2 февраля – 3150–3250 пунктов. По оценкам аналитиков, краткосрочно пара рубль – доллар может двигаться в пределах 88,5–91,5.

У инвесторов компании, нацеленные на импортозамещение, вызывают огромный интерес из-за политической ситуации в стране, говорит Бурмистров. Бренд существует на рынке с 2011 г. и уже успел завоевать лояльность аудитории, а после событий 2022 г. многие потребители открыли для себя отечественную Synergetic и перешли на нее, говорит эксперт. В то же время повышенный спрос может стимулировать компанию увеличивать производство и расширять линейку продукции, предполагает Бурмистров, по этой причине Synergetic может нуждаться в дополнительных инвестициях.

Среди рыночных рисков для Synergetic руководитель IR-проектов департамента корпоративных финансов «Цифра брокера» Анастасия Пузанова называет возможные проблемы с сырьем и иностранным оборудованием. В первое время российские производители действительно испытывали проблемы с сырьем, для которого требовалась адекватная замена, говорит Кокорева. Но многие поменяли состав средств, и к середине 2023 г. проблема сырья была в большей степени решена.

В Ассоциации компаний розничной торговли от комментариев отказались.

В подготовке статьи участвовала Анастасия Ковалева