Какими будут российские IPO в 2024 году

Крупнейшие инвестбанки ждут более 15 размещений и свыше 60 млрд привлеченных средств
Максим Стулов / Ведомости

В 2023 г. рынок первичных (IPO) и вторичных (SPO) публичных размещений на Московской бирже кардинально трансформировался. Место иностранных институциональных инвесторов в сделках заняли российские физлица, которые теперь, как правило, занимают не менее половины книги заявок. Сделки в несколько миллиардов рублей до 2022 г. были в принципе невозможны, но теперь они никого не удивляют. Объем всех привлеченных средств в рамках первичных размещений в 2023 г. составил около 40 млрд руб. Для сравнения: примерно столько же (около 37 млрд руб.) в 2021 г. собрал только один эмитент, United Medical Group.

В 2024 г. бум IPO продолжается уже по новым правилам. «Делимобиль» успешно завершил IPO 6 февраля, увеличив предложение с 3 млрд до 4,2 млрд руб. Во вторник, 13 февраля, начнутся торги IT-компании «Диасофт». Ранее «Ведомости» писали, что книга заявок в ходе IPO вендора может быть переподписана 10 раз. Компания намерена привлечь примерно столько же – 4,14 млрд руб. Ликероводочный завод «Кристалл» открыл книгу заявок до 22 февраля. Эксперты считают, что всего в 2024 г. российский фондовый рынок может увидеть до 20 новых эмитентов, а объем привлеченных средств превысит 60 млрд руб.

На круглом столе «IPO и SPO. Итоги 2023 и прогнозы на 2024 год» «Ведомости» обсудили с представителями пяти крупнейших инвестиционных банков изменения минувших двух лет и ожидания от двух следующих. В дискуссии приняли участие управляющий директор управления рынков капитала Сбербанка Ярослав Гончаров, руководитель управления рынков капитала «Тинькофф инвестиций» Антон Мальков, управляющий директор по рынкам капитала BCS Global Markets Андрей Чепур, руководитель по сделкам на рынках капитала «Альфа-инвестиций» Мария Давыдовская, независимый эксперт Солтан Тагиев и директор департамента по работе с эмитентами Московской биржи Наталья Логинова.

Розница впечатляющих результатов

В 2022 г. российский рынок IPO и SPO находился в нокдауне. Первым, кто «отдышался» и вышел на биржу, стал сервис каршеринга Whoosh. Компания в декабре собрала меньше половины запланированных средств – 2,1 млрд из ожидавшихся примерно 5 млрд руб., но менеджмент и эксперты назвали IPO «успешным и вдохновляющим». Фондовому рынку понадобился практически весь год, чтобы разобраться с насущными делами: с замороженными активами, брокерскими счетами и вообще с осмыслением своего места, вспоминает Логинова.

В начале 2023 г. Мосбиржа собрала банкиров и институциональных инвесторов, чтобы обсудить, «будут ли у нас IPO после Whoosh». Управляющие компании (УК), которые, как правило, выступают институциональными инвесторами, говорили, что размещения ждут. Но скромные сделки, такие как у Whoosh, им «в принципе не очень интересны». Они готовы были рассматривать крупные компании с выручкой от 40–50 млрд руб., говорит Логинова. Для сравнения: у Whoosh за 2021 г. этот показатель составил 4,1 млрд руб. Поддерживать рынок, который только начинает самостоятельно расти, по словам Логиновой, УК в начале 2023 г. были не готовы.

От инвестбанкиров, которые работают в крупных универсальных банках, биржа ждала активных действий, продолжает Логинова. По ее словам, «они могли бы находить новых потенциальных эмитентов среди своих заемщиков, которым нужен акционерный капитал для роста, так как кредитное плечо не бесконечно». Но в апреле случилась скромная (179 млн руб. привлеченных средств) и важная сделка Genetico. Она прорвала брешь в плотине, сравнивает Логинова: как лакмусовая бумажка, результаты IPO показали, что спрос на растущий бизнес есть со стороны физических лиц.

В 2023 г. основным источником спроса на обновленном рынке стала розница, подтверждает Давыдовская из «Альфа-инвестиций». По ее словам, значительную долю в сделках ее компании занимают клиенты сегментов high net и affluent (как правило, выше $1 млн капитала). Гончаров из Сбербанка соглашается, что основной объем спроса приходит именно с этих каналов. Но добавляет, что массовый сегмент активен и важен, потому что увеличивает ликвидность. Mass market в меньшей степени интересуется размещениями, но дает поддержку на вторичном рынке, добавляет Мальков из «Тинькофф инвестиций».

В I квартале 2023 г. никто на фондовом рынке действительно не предвидел активности, которую эмитенты показали ближе к концу года, продолжает Мальков. Девять из 13 сделок на Мосбирже прошли в IV квартале. Результаты превзошли все ожидания, подтверждает Гончаров. Окно IPO, которое открылось во второй половине 2023 г., позволило собрать рекордные объемы спроса для «Альфа-инвестиций», говорит Давыдовская.

Российский фондовый рынок, который был зависим от иностранного инвестора, в 2023 г. наконец-то обрел шанс избавиться от негативных последствий этой связи, говорит Мальков. Иностранцы исторически были пугливы, объясняет он: как только дул ветер, они сразу переставали покупать. Это создавало высокую волатильность и постоянно закрывающиеся окна возможностей. Отечественный инвестор, ощущая внутренние риски, испытывает больше комфорта, резюмирует эксперт.

До 2022 г. часть сделок не закрывались именно из-за доминирования западных инвесторов, из-за ценовых разногласий с ними или ограничений со стороны зарубежного законодательства, добавляет Чепур из BCS Global Markets. Сейчас стало легче закрыть сделку, особенно если она уже вышла в маркетинг, отмечает эксперт. Также инвестбанки ушли от ограничений западной практики, например когда некоторые иностранные инвесторы требовали закрыть все сделки в течение 135 дней после отчетности, т. е. до середины ноября. Сейчас окна «размылись» и можно проводить сделки почти в любое время года, резюмировал эксперт.

Размещения показали потенциал фондового рынка и умение определять правильный прайсинг, говорит Гончаров. По подсчетам «Ведомостей», бумаги шести новых эмитентов из девяти на конец основной торговой сессии 7 февраля показывали положительную динамику.

Ноша инвестбанкира

В новой реальности нагрузка на инвестбанкиров увеличилась, отмечает Мальков. Раньше были какие-то «безопасные» периоды, когда можно было спокойно уйти в отпуск, вспоминает он, теперь все время кроме новогодних праздников «мы бегаем по стенам и по потолку». Но для профучастников и эмитентов это хорошо: работы больше, «как говорится, good problem to have», иронизирует эксперт.

Если работы на фондовом рынке прибавилось, то инвестиционных банков, наоборот, стало меньше. По данным портала Preqveca, в 2021 г. в размещениях российских компаний приняли участие 25 инвестбанков. 11 международных инвестбанков, включая таких гигантов Уолл-стрит, как Goldman Sachs и JPMorgan, покинули Россию после февраля 2022 г. Из-за этого рынок просел как количественно, так и качественно. В топ-7 организаторов по общему размеру сделок в 2021 г. входил только один отечественный представитель – «ВТБ капитал». «Атон» с 2022 г. не участвовал в сделках IPO на российском рынке, сказал «Ведомостям» представитель компании. Список организаторов в 2023 г. также могла пополнить ФГ «Финам», но завод «Кристалл» перенес IPO на 2024 г. «Ренессанс капитал» участвовал в четырех сделках, сказал представитель компании, но «на второй роли», т. е. не в качестве основных организаторов.

В итоге в 2023 г., по подсчетам «Ведомостей», количество основных организаторов IPO и SPO сократилось более чем в 2 раза. У инвестиционного подразделения Сбербанка в активе оказалось восемь сделок (четыре IPO и четыре SPO). «Тинькофф инвестиции» выступили активным организатором шести размещений (три IPO и три SPO). У «Альфа-инвестиций» в активе было пять IPO и два SPO. «ВТБ капитал» и BCS Global Markets не раскрывают количество сделок, но подтверждают, что «активно участвовали в размещениях». Совкомбанк как организатор провел только собственное IPO.

Инвестиционная компания «Ива партнерс» (бывший «Универ капитал») в 2023 г. была среди организаторов IPO Genetico. В компании подчеркнули, что первичные размещения акций не ее приоритетное направление работы. В «Открытии» не стали комментировать сделки, но, как минимум, «Смарттехгрупп» (СТГ) упоминала инвестдом в качестве организатора. Среди новых игроков появилась ИФК «Солид», которая помогла выйти на биржу СТГ и «Мосгорломбарду». В Райффайзенбанке отказались от комментариев. Но собеседники «Ведомостей» в двух инвестбанках сказали, что не видели банк среди организаторов. В Газпромбанке не ответили на запрос «Ведомостей».

Времени на консультацию и помощь компаниям поменьше физически не хватает, говорит Мальков. По его словам, в воздухе витает некая идея самоорганизации эмитентов: нужно обмениваться опытом, выводить какой-то общий знаменатель. На рынке уже несколько раз обсуждали, не возродить ли идею школы эмитентов, чтобы эмитентам и некоторым консультантам «подтянуть болты», говорит Мальков. Мосбиржа и «Сколково» запускали проект в 2020 г. Он снова нужен и в эту сторону «надо думать», согласилась с инвестбанкиром Логинова.

При этом биржа очень много консультирует компании, хотя основной ее продукт – это листинг, говорит Логинова. Она обращает внимание, что требования к размещению публичны, а готовить компанию к листингу и выходу на рынок капитала по большому счету должны банки-организаторы. Но из-за их недостатка, особенно на растущем рынке, биржа большой объем работы уделяет предварительным консультациям компаний. Ни одна иностранная биржа таких консультаций эмитентам не дает, отмечает Логинова. Как правило, они просто ждут комплект документов, которые должны принести банки-организаторы, и говорят «о’кей» или «не о’кей», резюмирует эксперт.

Многозадачность IPO

Исторически основная и самая популярная мотивация к выходу на IPO для эмитентов – это привлечение денег для бизнеса и основных акционеров, говорит Чепур. Но некоторые свежие эмитенты – в основном из IT-сектора – хотели создать некий механизм мотивации менеджеров и ключевых специалистов, добавляет он. Еще одна из ключевых мотиваций – повысить узнаваемость бренда и доверие к бизнесу, что поможет увеличить продажи, особенно в новых направлениях, резюмировал эксперт.

Биржа получает десятки «холодных» обращений в год. Интерес компаний к размещениям разный – от «мы готовы забрать лишние деньги у инвесторов» до «нам деньги не нужны вообще». Такие компании нацелены на известность, которая может помочь в продажах, повышении лояльности, маркетинге, позиционировании и др. На фондовом рынке чуть больше 200 компаний, крупного бизнеса в стране с выручкой свыше 10 млрд руб. десятки тысяч. Некоторые из них «решают вырваться вперед» в своей отрасли именно за счет публичности.

Программа мотивации менеджмента актуальна практически для всех кандидатов, подтверждает Мальков. По его словам, для некоторых она была чуть ли не единственной причиной пойти на биржу в 2023 г. Яркий пример – «Астра». С одной стороны, ей нужны были ценные бумаги, чтобы привлекать новых сотрудников и удерживать проверенных, объясняет эксперт. С другой стороны, бизнес растет огромными темпами и «такая корова нужна самому», поэтому продавался абсолютный минимум (5% капитала). Именно из-за этого при переподписке в 24 раза у «Астры» не было апсайзинга (увеличение объема сделки), резюмирует Мальков.

Фундаментально мотивация выходить на IPO не изменилась, считает Солтан Тагиев, независимый эксперт. Как правило Компании привлекают новые средства или используют IPO в качестве механизма монетизации долей существующих акционеров, также возможна комбинация первого и второго, объясняет он. Некоторые компании также видят существенную ценность в программах мотивации, доступных для публичных компаний. При этом способ достижения целей стал другим – во многом из-за того, что горизонт планирования изменился, добавляет эксперт. Раньше сделки IPO были большего размера и в них участвовали зарубежные инвесторы, рассуждает он, сейчас компании все больше понимают, что это игра в долгосрочную. Тагиев предполагает, что компании будут проводить относительно небольшие сделки, получать оценку в виде котировки и далее продолжать работать над своей публичной историей, а в перспективе нескольких лет выходить на рынок с последующими сделками.

Инвесторы в ближайшее время увидят много историй из сектора b2c, говорит Гончаров. По его словам, они хотят использовать инвесторскую базу, превышающую 30 млн брокерских счетов, чтобы получить во время размещения огромный сопутствующий PR от крупнейших брокеров. Многие из таких потенциальных эмитентов рассматривают не концепцию «сотрудник-совладелец», а концепцию «клиент-совладелец», объясняет Гончаров. Суть в том, что клиент, который покупает продукцию эмитента или часто ею пользуется, становится акционером. Благодаря этому он может стать наиболее частотным покупателем и давать синергию в основной бизнес, объяснил эксперт.

Коллективные вызовы

Новый рынок порождает новые вызовы. Один из главных – недостаток специалистов. У крупных эмитентов есть CFO (финансовый директор), но в средних и малых компаниях этих сотрудников «дичайше не хватает», говорит Логинова. Обычно в компании есть главный бухгалтер, который работает на отчетность, объясняет она: CFO же обладает видением, он моделирует и прогнозирует финансовое будущее компании. Логинова считает, что в первую очередь ситуацию должны исправлять вузы. Про развитие финансового рынка можно говорить сколько угодно, добавила она, но пока выпускников финансовых специальностей не будет на порядок больше – рынок будет страдать. «Чтобы делать не восемь IPO в год, а 80, нам нужно, чтобы в 800 компаниях сидел профессиональный CFO», – резюмировала Логинова.

Прошедший год показал, что на рынке также не хватает IR-специалистов (коммуникация с инвесторами), продолжает Логинова. Мосбиржа долгое время поддерживает формат IR-академии, который нацелен на уже публичные компании, напомнила она: специалисты проекта улучшают экспертизу публичных компаний в коммуникации с рынком. Логинова пообещала, что площадка будет усиливать эту активность, чтобы также «с нуля показывать азбуку коммуникации с рынком» потенциальным эмитентам. CFO и IR на рынке действительно не хватает, подтверждает Мальков. По его словам, дефицит этих специалистов влияет на качество сопровождения сделки и жизни компании в публичном статусе.

Еще одна коллективная задача участников фондового рынка – помочь ему не маргинализироваться за счет высокой концентрации сомнительных сделок и размещений с неадекватной оценкой, говорит Мальков. По его словам, в прошедшем году несколько таких сделок не состоялось, к некоторым состоявшимся у банкира был скепсис.

2,1 млрд руб.

собрал сервис каршеринга Whoosh после выхода на биржу. Первым после февраля 2022 г.

Эмитентам также нужно более трезво оценивать свои амбиции. Часто им сложно оценить количество внутренних ресурсов, которые потребуются на активную подготовку сделки в последние 4–5 месяцев перед открытием книги заявок, говорит Гончаров. Как правило, компании хотят все подготовить в довольно сжатом графике и устанавливают амбициозные цели по времени. Основная причина – чтобы не нести рыночный риск, а воспользоваться текущей благоприятной ситуацией на рынке, объясняет Гончаров. Российский рынок во многом специфичен тем, что окна для IPO могут быть открыты какое-то время, после чего в силу тех или иных событий, могут быть закрыты годами, добавляет Тагиев. Он считает, что рынок будет расти и развиваться. Но учитывая достаточно благоприятные текущие рыночные условия, важно, чтобы Компании пользовались хорошей рыночной конъюнктурой, резюмировал эксперт.

Иногда у эмитентов встречается небольшое психологическое непонимание, почему инвестбанки пытаются действовать по лучшим мировым практикам, продолжает Гончаров. Например, мораторий на продажу (lock-up), юридическая проверка (due diligence) и состав совета директоров. В новой реальности мы стараемся делать сделки по международным стандартам, потому что это необходимо для премиальной оценки, объясняет банкир. По его словам, организаторов сделок обвиняют в насаждении зарубежных практик, «ведь в регламенте черным по белому написано, что некоторые требования не обязательны». Но расходы рано или поздно окупятся, уверен Гончаров.

Еще одна проблема, по мнению Логиновой, это формальное отношение к корпоративному управлению. По ее мнению, компании должны понять, что грамотная система корпоративного управления – это подспорье для того, чтобы они были устойчивы операционно и чтобы у них не было рисков one man show, когда главный человек принимает решение, которое может как подбросить компанию вверх, так и отправить ее в забвение. «Банк России, видимо, должен, как Моисей, пару десятков лет вести российский бизнес к пониманию важности этого», – иронизирует Логинова. Компании, которые говорят о сделках на конец 2024 – начало 2025 г., биржа просит выстраивать корпоративное управление не накануне сделки, а хотя бы за шесть месяцев. Это «как значок ГТО – готов к публичности и обороне от рисков», резюмирует Логинова.

Пайплайн на 2024 г.

В начале октября президент Владимир Путин поручил принять меры, чтобы дополнительно поддержать публичное размещение акций на российском рынке. «Когда наверху что-то хотят, это чаще всего реализуется», – уверена Логинова. Поэтому произнесенные на высоком уровне слова будут обеспечивать «серьезный» пайплайн в ближайшие годы, считает она. В этом году на Мосбирже ждут порядка 15 компаний, а также дополнительные размещения (SPO) уже торгующихся имен.

Пайплайн на 2024 г. огромный, подтверждает Гончаров. По его словам, инвестбанкиры постараются распределить сделки равномерно, поэтому окно возможностей будет открыто весь год. В Сбербанке рассчитывают закрыть в качестве организатора 10–15 сделок в этом году. В шорт-листе 10 компаний, которые уже начали готовиться, говорит инвестбанкир. Лонг-лист включает в себя больше 30 компаний, которые начнут подготовку в этом году. В «Альфа-инвестициях» также ожидают ближайший пайплайн на уровне 15 имен. Еще 30 имен в режиме «рассматриваем IPO в 2024–2025-м», добавляет Давыдовская.

На первое полугодие «Тинькофф инвестиции» активно готовят семь IPO – и еще восьмая сделка под вопросом. Пайплайн на второе полугодие формируется, но инвестбанк ожидает «чего-нибудь сопоставимого», говорит Мальков. По мере падения ставки «воронка будет расширяться», допускает он. Начальник управления по работе на рынках акционерного капитала Совкомбанка Владислав Цыплаков ожидает, что в 2024 г. размещений будет примерно 10–12, но средний размер сделки увеличится. Он предполагает, что общий объем собранных средств должен вырасти примерно на 50%, т. е. до 60 млрд руб.

Среди новых эмитентов Логинова ожидает большое количество компаний IT-индустрии. Среди основных секторов потенциальных эмитентов, по ее словам, есть также ритейл и финтех. Судя по пайплайну «Тинькофф инвестиций», в 2024 г. будут превалировать IT-компании и финансовый сектор, подтверждает Мальков.

В 2024 г. рынок акционерного капитала с большой вероятностью увидит сделки крупнее, чем в 2023 г., говорит Тагиев. Эксперт добавил, что верит в российский рынок. По его мнению, в перспективе следующих лет он продолжит становиться глубже, на нем будут появляться новые инвесторы, и он продолжит становиться все более важной частью финансовой системы. По мнению Малькова, в среднем он останется на уровне 3–4 млрд руб., но есть несколько новичков с амбицией на 10–15 млрд руб. Гончаров ожидает, что размер самой существенной сделки в пайплайне Сбербанка может дойти до 50 млрд руб.

Среди потенциальных эмитентов есть те, кто на слуху, но приходят и совершенно неожиданные игроки с выручкой 30–50 млрд руб., которые тоже думают о публичном статусе, говорит Мальков. Он ожидает увидеть их на бирже преимущественно в 2025 г. Раньше рынок не давал им больших возможностей для выхода, объясняет Мальков, потому что иностранные инвесторы диктовали условия – нужно было иметь пресловутый $1 млрд капитализации и размер сделки не менее $300 млн. Сейчас рынок во главе с отечественными инвесторами потенциально им дает возможность самовыразиться, говорит эксперт.

На российском рынке слишком мало публичных компаний, признает Логинова. Она предполагает, что увеличение их числа на десятки имен при благоприятных рыночных условиях совершенно достижимая цель на ближайшие 2–3 года. Черный лебедь может все поставить «на холд», предупреждает она, но пока «все идет хорошо».