Доходности госдолга США растут на фоне изменившихся ожиданий по ставке ФРС

Новая макростатистика сдвинула ожидания начала понижения ставки
Science Photo Library via AFP

Инвесторы продают казначейские облигации США, так называемые treasuries, с начала февраля. Доходности резко отскочили от минимумов, которых достигли 1 февраля: с тех пор доходность десятилетних бумаг выросла на 45 базисных пунктов (б. п.) до 4,316%, пятилетних – на 52 б. п. до 4,318%, двухлетних – на 46 б. п. до 4,656%, шестимесячных – на 17 б. п. до 5,352%.

Доходности treasuries растут на фоне изменения ожиданий рынка по срокам начала цикла понижения ставки ФРС и шага снижения, говорят аналитики. Ожидания стали более пессимистичными. Сейчас, согласно данным FedWatch Tool CME, лишь 8,5% трейдеров ожидают снижения ставки на 25 б. п. в марте против 76,9% месяц назад. На то, что ставки снизятся впервые в мае, ставят сейчас 32,1% трейдеров против 65,5%, ожидающих, что ставки не изменятся. Первого понижения ставки в июне на 25 б. п. ожидают 52,7% трейдеров, на 50 б. п. – 21,5%, еще 24,2% участников рынка считают, что ставки и в начале лета останутся на прежнем уровне в 5,25–5,5%. Буквально два дня назад более 85% трейдеров ожидало первого снижения ставки в мае – июне.

Последние изменения в ожиданиях по ставкам развернули вниз и рынок акций США. Все три основных индекса, которые только 12 февраля обновили исторические максимумы, 13 февраля упали: S&P 500 – на 1,37% до 4953,17 пункта, технологический NASDAQ Composite – на 1,8% до 15 655,60 пункта, промышленный Dow Jones – на 1,35% до 38 272,75 пункта.

Основную динамику по доходностям treasuries задают ожидания по темпам экономического роста, инфляции и ставке ФРС, а также факторы, влияющие на эти ожидания, перечисляет аналитик брокера Freedom Finance Global Тимур Лебедев. Короткие бонды привязаны к ключевой ставке и ожиданиям ее изменения, длинные – зависят от ожиданий по росту ВВП, инфляции (инфляционных ожиданий), премии за риск длинного срока владения облигацией (политика, геополитика и т. д.), поясняет главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев.

Январский отчет о занятости показал, что рабочих мест в несельскохозяйственном секторе стало за месяц на 353 000 больше при прогнозе около 185 000, а безработица осталась на уровне 3,7% (консенсус 3,8%). Средняя почасовая оплата выросла на 0,6%, вдвое выше ожиданий, а в годовом исчислении – на 4,5% при консенсусе в 4,1%.

Еще больше усилил пессимистические ожидания рынка по ставкам отчет по инфляции в январе: за месяц индекс потребительских цен (CPI) прибавил 0,3% в сравнении с декабрем и 3,1% в годовом исчислении, тогда как рынок ожидал роста показателей на 0,2% и 2,9% соответственно.

Удерживая ставку в диапазоне 5,25–5,5%, ФРС стремится немного сдержать рост экономики и охладить рынок труда, чтобы вернуть инфляцию к цели в 2%, говорит Васильев. В результате жесткие финансовые условия в экономике сохранятся на более длительный период, чем ожидалось ранее, отмечает эксперт.

Отчет по инфляции подтверждает, что в условиях роста экономики, низкой безработицы и ускорившегося роста зарплат прогресс в снижении инфляции к цели в 2% может сбавить скорость – тогда ставка ФРС может дольше оставаться на высоком уровне, согласна руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая. Данные по CPI вкупе с недавними заявлениями председателя ФРС Джерома Пауэлла снизили вероятность активных действий регулятора по смягчению денежно-кредитной политики (ДКП) по сравнению с декабрьским прогнозом, добавляет Степанян.

ФРС заявила, что еще рано говорить о снижении ставок, что разочаровало инвесторов, поспешивших купить облигации в расчете на рост цен, добавляет руководитель направления анализа облигаций инвестиционного банка «Синара» Александр Афонин. Доходности госбондов США – это индикатор ожиданий инвесторов относительно будущей ДКП ФРС и сейчас инвесторы делают более сдержанные прогнозы относительно ее будущего смягчения, резюмировал он. Рост доходностей – это коррекция после чрезмерно оптимистичных ожиданий рынка в начале года, согласен портфельный управляющий УК «Альфа-капитал» Артем Привалов.

Теперь рынок поверил ФРС и сейчас закладывает изменение ставки на 80 б. п. против 150 б. п. в начале года, что соответствует снижению в 3–4 раза, отмечает стратег по фондовым рынкам Freedom Finance Global Михаил Степанян. После сильных макроданных ожидания рынка стали более приземленными: в конце 2023 г. инвесторы ждали шесть понижений, тогда как сама ФРС прогнозировала только три, поясняет Привалов. В декабре 2023 г. ФРС сообщила, что ожидает к концу 2024 г. снижения ставки до 4,25%, напоминает Афонин.

Хотя выход хороших данных по экономике и заставил инвесторов скорректировать ожидания начала разворота по ставке, это обоюдный процесс, отмечает руководитель направления анализа долговых рынков инвесткомпании «Финам» Алексей Ковалев. Подходы и риторика ФРС тоже меняются, указывает Ковалев. На заседании 31 января Пауэлл дал понять, что сильный рост экономики и рынок труда теперь сами по себе не являются препятствием для снижения инфляции к цели – рынок труда и экономика нормализуются, возвращение к доковидным условиям может занять пару лет, и это нормально. И министр финансов США Джанет Йеллен отметила, что рост ВВП в IV квартале 2023 г. на 3,3% скорее всего не создает проблем для инфляции. То есть ФРС, вероятно, сможет приступить к снижению ставки и без существенного замедления роста экономики, заключает Ковалев.