Спецдепозитарий «Инфинитум» стал первым номинальным держателем ЦФА

Но не все эксперты уверены, что развитие института посредников в цифровых активах поможет рынку
Freepik

Специализированный депозитарий «Инфинитум» стал первым в России номинальным держателем цифровых финансовых активов (ЦФА), сообщил «Ведомостям» представитель платформы «ЦФА хаб» (экосистема МТС). На ней 18 марта состоялась передача активов. Сам выпуск в виде денежных требований на сумму 10 млн руб. и сроком обращения 62 дня был размещен 14 марта. Эмитентом выступила компания ООО «Девайсес» (дистрибутор аксессуаров для мобильных устройств и портативной техники), покупателем – управляющая компания «Прогрессивные инвестиционные идеи» (УК «ПИИ»).

Номинальный держатель после передач активов может совершать операции с ЦФА и распоряжаться полученными в результате таких операций денежными средствами по поручению их обладателя (в данном случае УК «ПИИ»), объяснил генеральный директор «ЦФА хаб» Игорь Кузьмичев. Таким образом, передача активов дает возможность обладателю больше не заниматься операциями самостоятельно, а давать распоряжения номинальному держателю – например, на покупку и продажу актива или на получение купонного дохода.

Номинальными держателями могут быть все компании с действующей депозитарной лицензией. На текущий момент в реестр депозитариев Банка России включено 254 организации. Они учитывают ценные бумаги и цифровые права около 4 млн клиентов на сумму более 95 трлн руб.

Нюанс заключается в том, что в рамках текущего закона алгоритм передачи активов работает только со вторичным рынком, добавил Кузьмичев: инвестор должен сам зарегистрироваться на платформе, поучаствовать в первичном размещении и только потом передать ЦФА депозитарию в управление. Такая структура обязывает клиентов депозитариев как минимум зарегистрироваться в информационной системе оператора (ОИС), объясняет эксперт.

Дальнейшая логика совершенствования роли «номинального держателя» на рынке ЦФА подразумевает изменения в законодательстве, продолжает Кузьмичев: нужно разрешить депозитарию в роли номинального держателя выкупать выпуски сразу на первичном рынке по поручению своих клиентов. В результате инвесторы полностью избавляются от необходимости где-либо регистрироваться и вообще взаимодействовать с платформами ЦФА, объяснил он. Работа с ЦФА может стать максимально похожей на фондовый рынок, считает Кузьмичев: инвестор единожды заключает договор с посредником и затем дает указание покупать или продавать активы.

Эта передача ЦФА номинальному держателю должна дать старт новому этапу, который приведет к тому, что крупные участники рынка коллективных инвестиций, в частности управляющие компании, получат доступ и начнут приобретать ЦФА в паевые инвестиционные фонды, говорит руководитель направления цифровых активов «Инфинитум» Виктор Бурчик. На примере одной информационной системы инвесторы и профучастники смогли увидеть, что инфраструктура технически созрела, цифровой мост построен, добавил эксперт.

Передача активов – это, безусловно, важное событие, первый шаг по интеграции институциональных инвесторов в направлении использования ЦФА в своих портфелях, говорит директор по продукту офиса инвестиционного структурирования и развития продаж в сети Росбанка Роман Кузнецов. Институциональные инвесторы управляют триллионами рублей, их активность может значительно увеличить как объемы, так и ликвидность рынка цифровых активов, добавляет он. Управляющий директор по рейтингам структурированного финансирования «Эксперт РА» Александра Веролайнен соглашается, что для повышения ликвидности рынка ЦФА необходимо наладить доступ к нему брокеров и УК. Это также позволило бы упростить идентификацию пользователей и потенциально обеспечило бы удобство «одного окна» для инвесторов, добавляет она.

На данный момент регуляторика брокеров позволяет им работать на этом рынке только как агентам, добавила Веролайнен: это не интересно брокерам, потому что они теряют клиента после заведения его на платформу. Также эта услуга предполагает наличие обязательства по уплате НДС, а классическая брокерская деятельность – нет, добавляет эксперт. Кроме того, доверительные управляющие пока не могут направлять средства своих клиентов на покупку ЦФА. Решение именно этих вопросов позволило бы придать смысл роли номинального держателя, которая есть в законе о ЦФА, резюмировала Веролайнен.

Но генеральный директор «Атомайза» Алексей Илясов указывает, что одна из новаций ЦФА – это сокращение цепочки посредников за счет технологий. По мнению эксперта, именно это создает условия для более интересных финансовых условий ЦФА и дает им возможность конкурировать с продуктами фондового рынка. Пытаться выстроить на распределенном реестре копию классического рынка и добавлять посредников, по мнению Илясова, – это «тупиковый путь», который приведет к росту комиссионных издержек в сделках с ЦФА и понизит их привлекательность для инвесторов.

В представленном кейсе сложно говорить о том, что клиентский путь упрощается, так как инвестору, наоборот, надо заключить договор с номинальным держателем и уже после этого передать ему ЦФА, говорит основатель и управляющий партнер Findustrial Consulting Group Алевтина Камелькова. Без номинального держателя инвестор мог бы своими действиями мгновенно распоряжаться ЦФА, с ним ему необходимо сначала будет дать поручения, объясняет эксперт. Отсутствие номинальных держателей на рынке ЦФА как раз обусловлено отличием этого рынка от рынка ценных бумаг – уменьшение посредников для инвестирования, объяснила эксперт.

На рынке ценных бумаг обладать ценной бумагой намного сложнее, чем обладать цифровым активом, – большинству инвесторов нужен брокер, номинальный держатель, биржа и т. д., продолжает Камелькова. Для того чтобы владеть ЦФА, инвестору достаточно зарегистрироваться у ОИС и получить кошелек, через который он будет торговать. У инвестора в ЦФА такой «головной боли», как на рынке ценных бумаг, не возникает, соответственно, лечить путем привлечения депозитария нечего, отметила эксперт.

При этом номинальный держатель является неотъемлемой частью организации ЗПИФа на ЦФА, добавляет Камелькова. В этом случае она действительно видит необходимость внесения точечных изменений в текущее регулирование, которые позволили бы упростить коллективные инвестиции на рынке ЦФА.