В России впервые токенизировали иностранное цифровое право
Им стал рублевый стейблкойн А7А5 – платформа «Токеон» уже провела пилотную сделку
Платформа «Токеон», входящая в группу ПСБ, первой в России токенизировала иностранное цифровое право (ИЦП): им стал рублевый стейблкойн А7А5, запущенный в феврале на платформе трансграничных расчетов ПСБ и созданного им платежного агента А7. Об этом «Ведомостям» рассказали представители «Токеона» и А7. «Токеон» признал А7А5 ИЦП по российскому праву, допустил к обращению в своей информационной системе и провел пилотную, первую на рынке сделку, говорит его представитель.
Расчеты в рамках пилота проводились в публичном блокчейне: права на А7А5 на территории России перешли от поставщика ликвидности к импортеру на «Токеоне» через механизм обернутого токена, рассказал представитель платформы. Обернутые токены – это копия криптовалюты, предназначенная для использования в других блокчейнах. Эмитент обернутого токена берет реальный актив на хранение и выпускает в другом блокчейне так называемый синтетический актив в соотношении 1:1.
Теперь отечественные импортеры и экспортеры смогут расплачиваться А7А5 по внешнеторговым договорам, используя инфраструктуру «Токеона», отметил представитель платформы. Для этого компания должна зарегистрироваться на «Токеоне» в качестве инвестора, приобрести А7А5 и оплатить им товары от зарубежного контрагента, который, в свою очередь, получит стейблкойны на одном из блокчейнов – Tron или Ethereum (на них выпущен A7A5. – «Ведомости»), пояснил собеседник.
Для квалификации А7А5 как ИЦП функционал информационной системы «Токеона» и документацию токена привели в соответствие с требованиями локального законодательства и Банка России, после чего был получен допуск к обращению ИЦП в качестве цифрового финансового актива (ЦФА), рассказал представитель А7.
Зарубежные ИЦП с августа 2024 г. могут обращаться в России, если по своему содержанию аналогичны отечественным ЦФА. Для этого оператор информационной системы, где выпускаются ЦФА, должен оценить ключевые документы, которые описывают иностранный актив и права его владельцев, на соответствие требованиям российского законодательства.
Реализовать идею на практике получилось благодаря в том числе участию регулятора и законодательной власти, передал «Ведомостям» через представителя генеральный директор «Токеона» Игорь Егоркин. Использование цифровых активов во внешнеторговых расчетах поможет российскому бизнесу продуктивнее работать с дружественными странами, рассчитывает он. «Планируем масштабировать полученный опыт и выделить расчеты по внешнеэкономической деятельности в отдельное бизнес-направление [«Токеона»]», – передала через представителя заместитель председателя ПСБ Ольга Мямлина.
Рублево-киргизская монета
Внешнеторговые расчеты в А7А5 дадут существенный положительный эффект гражданам, бизнесу и экономике в целом, передал через представителя руководитель проекта А7А5 Леонид Шумаков.
Идея квалифицировать стейблкойн как ИЦП «действительно красивая», считает председатель комиссии по ЦФА и проектному финансированию Торгово-промышленной палаты России Олег Ушаков: отечественная компания покупает ИЦП за рубли на «Токеоне», а ее контрагент получает их на зарубежной платформе уже в другом виде – реальных стейблкойнов. Это удобно, потому что не нужно отправлять деньги через банки, констатировал он.
Сама эта модель, по мнению Ушакова, будет востребована, но в случае рублевого А7А5 проблемой может стать его ограниченная конвертируемость. «Другими словами, кому из иностранцев этот стейблкойн будет нужен и насколько просто его будет обменять на другую валюту», – говорит он. Впрочем, этот вопрос, вероятно, решится со временем, по мере того как А7А5 будет завоевывать доверие, допустил Ушаков.
Квалификация А7А5 как ИЦП – «академически интересный и правильный ход» и хороший шаг для рынка ЦФА, считает руководитель целевой группы BRICS Payments & Fintech рабочей группы «Финансовые услуги» Делового совета БРИКС Андрей Михайлишин. Но он сомневается в перспективах использования этого инструмента на «широком рынке» в условиях антироссийских санкций.