Внедорожник для фондового рынка

Как россиянам инвестировать в новой реальности

Помните картинку из учебника физики с двумя видами равновесий? Один шарик в выемке, другой на выпуклой поверхности – иллюстрация устойчивого и неустойчивого состояний. В прошлые годы, даже когда в России происходили кризисы, рынок инвестиций, как правило, довольно быстро возвращался в более или менее исходное положение. Сейчас же мы наблюдаем иную картину – «неустойчивое равновесие» с меняющимися внешними условиями, к которым приходится постоянно адаптироваться.

На длительном промежутке такое состояние не должно сохраняться, и если объективно взглянуть на исходные данные, то предпосылки для текущего устойчивого роста и развития российского рынка вполне обоснованны. Прежде всего, это большой накопленный запас ликвидности у населения: размер депозитов физлиц превышает 40 трлн руб., объем наличных денег на руках составляет более 18 трлн. Также наблюдается рост реальных располагаемых доходов (на 5,1% в III квартале), выплачиваются дивиденды компаний, которые в значительной степени реинвестируются, кардинально сократился отток капитала и даже наблюдается возврат средств из недружественных юрисдикций.

Все более актуальным становится вопрос защиты сбережений от инфляции, обесценения, что тоже способно оказать поддержку спросу на некоторые категории активов. Эксперты часто напоминают, что исторически акции демонстрировали результаты намного лучше, чем у других инструментов, обыгрывали инфляцию на длинном горизонте.

Два важных аспекта новой реальности – это определенная изолированность российского рынка, с одной стороны, и его высочайший уровень технологичности, инфраструктурной развитости – с другой. В биржевых торгах не участвуют инвесторы из недружественных стран, 80% оборота по акциям приходится на долю физических лиц, внутренних инвесторов. При этом отсутствие нерезидентов снижает вероятность резких, неожиданных оттоков ликвидности, свидетелями которых мы становились в прошлом. А формирующийся класс локальных инвесторов, включая 10 млн пайщиков фондов и около 1 млн клиентов с портфелями в доверительном управлении, – хороший потенциал для стабилизации динамики котировок.

Снизила ли заморозка активов доверие к нашей индустрии? Крайне болезненная тема, и все-таки у всех произошло переосмысление, прежде всего в контексте роли западных провайдеров, значимости фактора надежности инфраструктуры. Эксперты в моменте не видят предпосылок для ухудшения настроений инвесторов, в том числе и на фоне повышения ключевой ставки Банка России. Наряду с депозитами инвестиции уже заняли прочное место в структуре личных финансов, у значительной части населения сформировалась готовность и устойчивая заинтересованность участвовать в росте рынка, так что ужесточение денежно-кредитной политики скорее приведет лишь к изменению пропорций между инструментами внутри портфелей.

В таких условиях можно выделить несколько векторов. Это экспозиция на российские активы, на дружественные рынки, развитие альтернативных инвестиций, расширение линеек персональных фондов, в перспективе – запуск долгосрочных розничных инвестиций через механизм ИИС-3.

Наши внутренние опросы показывают высокий интерес клиентов именно к российским ценным бумагам. В качестве объектов для вложений в первую очередь рассматриваются акции (48% опрошенных) и облигации (31%), причем это не «выбор в отсутствие выбора»: инвесторы учитывают предыдущий рост фондового рынка и заинтересованы участвовать в нем в дальнейшем. Есть и другие факторы поддержки спроса со стороны клиентов, такие как появление новых инвестиционных возможностей, в частности замещающих облигаций, возврат крупных эмитентов к выплате дивидендов и раскрытию информации. Позитивную роль могут сыграть решения по заблокированным инвестициям, включая запуск механизмов «обмена» части активов розничных инвесторов в соответствии с сентябрьским и последним, ноябрьским, указом президента.

Существенным триггером для притока средств в ПИФы стало появление фондов с регулярной выплатой дохода – условной альтернативы банковским депозитам. Скорее всего, управляющие компании будут все чаще запускать также новые продукты с узконаправленными или комбинированными стратегиями. И поскольку сложно удовлетворить запрос клиентов на диверсификацию только за счет внутреннего рынка, индустрии предстоит увеличить экспозицию на активы дружественных иностранных юрисдикций – перспективными выглядят, в частности, Индия, Китай, ОАЭ.

В то же время ряд вопросов требует особого внимания: например, в рамках доверительного управления действуют ограничения на открытие счетов депо в иностранных финансовых организациях, а в рамках управления активами ПИФов – на открытие счетов в иностранных банках. Очевидно, никто не хочет повторения непредвиденных ситуаций и в моменте невозможно полностью оценить инфраструктурные риски в дружественных юрисдикциях, тем не менее, по нашему мнению, в интересах клиентов необходимо искать решения и двигаться дальше в данном направлении.

На этом фоне пользуются устойчивым спросом инструменты альтернативных инвестиций. Например, наблюдается высокий интерес к розничным ЗПИФам недвижимости, учитывая произошедшее снижение минимальных порогов входа. Согласно опросу, более 28% наших клиентов готовы диверсифицировать свой портфель за счет вложений в закрытые ПИФы.

Выглядят перспективными инвестиции в цифровые финансовые активы (ЦФА). Крупные управляющие отлаживают механизмы взаимодействия с площадками, работают для получения уточнений о возможности включения ЦФА в портфели доверительного управления и паевые фонды для квалифицированных инвесторов. Российский рынок цифровых активов пока невелик по объему (около 40 млрд руб.) и числу эмитентов, но ситуация меняется, и отсутствие интересных решений на товарном рынке кажется важной нишей для ЦФА. Потенциально они вполне могут использоваться профессиональными управляющими в продуктах, адресованных и широкому кругу частных инвесторов.

Создание персональных фондов остается трендом на фоне сложностей с иностранной структурой владения бизнесами и рисков потери корпоративного контроля. Состоятельные инвесторы нередко переводят активы в российскую юрисдикцию, сохраняя профессиональное управление ими, конфиденциальность и налоговые преференции. С начала этого года сформировано уже много сотен персональных фондов в интересах отдельных состоятельных инвесторов и их семей. Этот тренд находится только на начальном этапе и получит по-настоящему бурное развитие в ближайшие несколько лет, с ростом понимания всех преимуществ инструмента.

Наконец, зарождение института долгосрочных накоплений – ИИC третьего типа – может придать российскому рынку дополнительный импульс. Переход к 10-летнему инвестиционному горизонту для таких счетов предполагается плавным, что повысит их привлекательность на начальном этапе.

Российский рынок приспособился отвечать на многие вызовы – это напоминает универсальность внедорожника, который и отлично справится с распутицей, и красиво будет смотреться в городе, и не подведет в непогоду на дороге. Одновременно происходят изменения в сознании самих инвесторов, трансформация используемых стратегий с учетом новой реальности. Все это создает условия для возвращения отрасли к новому «устойчивому равновесию».