Как банки осваивают сегмент электронной коммерции
Они предлагают не только платежные решения, но и дополнительные сервисы для продавцовРынок электронной коммерции (e-commerce) активно развивается последние несколько лет: по предварительным оценкам Data Insight, в 2023 г. продажи в e-commerce выросли на 38% в годовом выражении и составили 7,9 трлн руб. Для сравнения: еще в 2021 г. объем внутренней онлайн-торговли составлял 3,6 трлн руб., а в 2022 г. – 4,8 трлн руб., следует из данных Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).
Во многом такому росту способствует банковский сектор, который является одним из ключевых в отрасли электронной коммерции, говорит президент АКИТ Артем Соколов. Кредитные организации изначально являются непосредственными участниками сегмента e-commerce и обеспечивают цепочки глобальных бизнес-процессов, связанных с проведением финансовых или торговых транзакций, поясняет он. Например, крупнейший российский маркетплейс Wildberries (оборот за первое полугодие – 1,22 трлн руб.) активно сотрудничает практически со всеми ведущими банками топ-10, прежде всего в части организации внутреннего процессинга карточных платежей, говорит представитель компании.
Сами маркетплейсы сейчас не конкурируют друг с другом – это случится в 2025–2026 гг., когда рост сегмента e-commerce замедлится, отмечал сооснователь Data Insight Федор Вирин на конференции Tinkoff eCommerce 2023 30 ноября. По его словам, конкуренция пока идет в двух плоскостях: перетаскивание клиентов из офлайна в онлайн и конкуренция за продавцов.
Партнеры или конкуренты
Сейчас, когда границы между многими сферами размываются и один сегмент плавно входит в другой, уже нельзя жестко разграничить, где заканчивается e-commerce и начинается финансовая сфера, отмечает Соколов. Такая диверсификация бизнеса привела к тому, что для банка электронная коммерция становится частью стратегии развития, а компании интернет-торговли начинают открывать свои «именные» финансовые организации, говорит он.
Финтех стер границы между банкингом и другими сферами, согласен генеральный директор Ozon Fintech Ваэ Овасапян. Уход от традиционного распределения ролей, развитие мобильных приложений в виде супераппов и превращение игроков рынка в финтех-компании с широким набором сервисов уже стало новой нормой на рынке, отмечает он. IT-компании и представители электронной коммерции развивают финансовую инфраструктуру на базе собственных банков (собственный банк есть у Ozon, Wildberries и «Яндекса». – «Ведомости»), напоминает Овасапян. В то же время есть и примеры, когда банки развиваются по экосистемной модели и добавляют в свою закрытую структуру интернет-магазины, говорит он. Например, Сбербанк развивает собственный маркетплейс «Мегамаркет», Промсвязьбанк – «ПСБ маркет» и проч.
С развитием финтеха банки могут стать важнейшим источником ликвидности для кредитования продавцов маркетплейсов, говорит представитель Wildberries. Со временем площадки будут запускать и свои продукты в этой области, но сейчас ситуация такова, что спрос превышает предложение и места хватает всем, уверен он.
По мере развития бизнеса Ozon решил развивать собственное финтех-направление на базе «Озон банка», говорит Овасапян. В портфеле кредитной организации есть как финансовые продукты, созданные специально для продавцов и покупателей маркетплейса, так и традиционные сервисы, доступные любым клиентам, например вклад. Карты «Озон банка» стали самым популярным платежным методом на площадке, говорит Овасапян: их открыто уже более 29 млн. Зачастую маркетплейс предлагает более низкие цены при оплате картой собственного банка (так же делает, например, «Яндекс Маркет»). Кроме того, все больше людей пользуются картой за пределами Ozon, добавляет Овасапян: доля транзакций клиентов банка вне платформы Ozon превысила 35% от оборота внутри платформы.
Банки и маркетплейсы являются партнерами в сегменте электронной коммерции, добавляет директор Tinkoff eCommerce Илья Кретов. «У нас общие цели по развитию e-commerce рынка, а также всех, чья работа так или иначе связана с онлайн-торговлей: продавцов, владельцев пунктов выдачи заказов, логистических компаний и др. Мы придерживаемся стратегии win-win-win: растут предприниматели, растут маркетплейсы, растем и мы», – отмечает он. Банки концентрируются на потребностях онлайн-площадок и стремятся предоставить сервисы, которые используются для эффективной торговой деятельности, например управление рекламой, аналитика и др., говорит руководитель кластера малого бизнеса «МТС банка» Надежда Панчурина.
Что предлагают банки
Развитие маркетплейсов стимулирует банковскую отрасль к разработке дополнительных сервисов для клиентов, говорит представитель ВТБ. Например, в 2023 г. «МТС банк» запустил комплексный продукт для бизнеса на маркетплейсах. Он включает такие решения, как аналитика площадок, закупка товара из Китая, фулфилмент (комплекс операций с момента оформления заказа покупателем и до момента получения им покупки), CRM (способ управления взаимоотношениями с клиентами и оптимизации бизнес-процессов) для учета остатков склада и расчета поставок, перечисляет Панчурина.
Банки активно разрабатывают способы оплаты в магазинах и на маркетплейсах, которые постоянно совершенствуются, говорит исполнительный директор по эквайрингу и инновационным проектам банка «Русский стандарт» Инна Емельянова. Сюда можно отнести внедрение оплаты через Систему быстрых платежей (СБП), в частности по QR-коду через СБП, оплаты по биометрии, встраивание «СБПэй» и pay-сервисов различных кредитных организаций. Кроме того, для индивидуальных предпринимателей и их личных сайтов банки разработали возможность подключения собственных облачных касс.
Банки, которые функционируют «под капотом» маркетплейса, предлагают продавцам быстрое финансирование – например, у Ozon есть короткое кредитование (от 0,97% в месяц) и услуга получения денег до продажи, «Яндекс Маркет» предлагает помимо кредитов отдельно опцию получения средств на развитие бизнеса.
У «Тинькофф» решения для тех, кто работает в сфере электронной коммерции, объединены платформой для онлайн-продаж Tinkoff eCommerce. Площадка предлагает управление и аналитику продаж на маркетплейсах с помощью искусственного интеллекта, а также ведение документооборота, перечисляет Кретов. Сюда же относится и сервис онлайн-бухгалтерии, где автоматизирована вся бумажная работа и корректный подсчет налогов с маркетплейсов, добавляет он.
Также пользователям Tinkoff eCommerce предоставляется комплекс сервисов и услуг для интернет-магазинов, продолжает Кретов: от создания сайта и повышения позиций в поиске до оформления заказа, способов оплаты и привлечения нового трафика. Для предпринимателей, которые только думают о выходе в сегмент онлайн-продаж, «Тинькофф» помогает с регистрацией бизнеса онлайн и предлагает пройти обучение на курсах, как эффективно продавать на маркетплейсах.