Бум размещений

Почему выросло число IPO на Московской бирже
Андрей Гордеев / Ведомости

Российский бизнес столкнулся с ограничениями с привлечением иностранного долгового капитала и с размещением акций на зарубежных биржах в 2022 г. В то же время развитие, трансформация и масштабирование производства требуют свободных средств. По этим причинам в 2023 г. начался ренессанс первичных размещений акций (IPO) после единственного за весь прошлый год выхода на биржу российского сервиса краткосрочной аренды электросамокатов Whoosh (ПАО «Вуш холдинг»). Эксперты напомнили, какие компании стали публичными в 2023 г., рассказали, почему сейчас удачный момент для IPO и на что обращать внимание инвесторам при участии в нем.

Действующий рекорд (за последние 10 лет – «Ведомости. Капитал») по объему сделок в России (10 IPO объемом $3,7 млрд – «Ведомости. Капитал») установлен в 2021 г., рассказал партнер Группы компаний Б1, руководитель группы по оказанию услуг компаниям сектора технологий, медиа и телекоммуникаций Антон Устименко. Если в конце 2022 г. эксперты полагали, что после ухода нерезидентов, которые ранее выступали якорными инвесторами в российских IPO, рынок первичных размещений умрет, то сейчас эти опасения рассеялись, указал доцент кафедры инфраструктуры финансовых рынков НИУ ВШЭ Андрей Столяров.

В этом году в ходе IPO шесть компаний уже привлекли примерно 27,8 млрд руб. Среди них центр генетики и репродуктивной медицины Genetico, микрофинансовый бизнес «СмартТехГрупп» (CarMoney), сеть магазинов мужской одежды Henderson, разработчик программного обеспечения «Астра Групп», оператор АЗС «ЕвроТранс» и золотодобывающая компания «Южуралзолото» (ЮГК), напомнил руководитель управления аналитики и финансовых рынков сервиса «Газпромбанк инвестиции» Андрей Ванин. «Некоторые из этих акций уже обеспечили акционерам определенный прирост капитала (например, Genetico +68,4%, «ЕвроТранс» +8,9% ‒ «Ведомости. Капитал»). Для формирования более зрелых результатов нужно гораздо больше времени», ‒ сказал он. Самое громкое размещение произошло у IT-компании «Астра Групп» (3,5 млрд руб.), которое вдохновило рынки капитала, а также высокотехнологичную отрасль, сказал генеральный директор компании «Эксперт Бизнес-Решения» (информационно-аналитическое подразделение «ЭкспертРА») Павел Митрофанов.

Бум российских IPO в этом году произошел в том числе благодаря высокому интересу к ним со стороны розничных инвесторов, полагают Устименко и Столяров. Ориентация на розницу подтверждается небольшими объемами IPO $40-60 млн, согласился заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Абрамов. Сейчас технологии первичного размещения отлажены и, очевидно, спрос на такой продукт есть, сказал Столяров.

Важно, что объемы IPO на российском рынке стали меньше, если раньше на биржу выходили крупные корпорации, то теперь порог входа для компаний снизился, считает Устименко. «Причем российский бизнес имеет больше шансов привлечь средства на внутреннем рынке, чем за рубежом. Этому способствует высокая активность частных инвесторов (около 80% от всех сделок на Московской бирже). Сложившаяся конъюнктура может стать «окном возможностей» для компаний», ‒ полагает Ванин.

По словам Митрофанова, пока еще рано подводить итоги года, потому что сезон IPO продолжается: до конца 2023 г. пройдет как минимум одно крупное и громкое размещение Совкомбанка. Оно состоится в период с 1 по 14 декабря. Ценовой диапазон бумаг составит 10,5-11,5 руб., что соответствует рыночной капитализации от 200 до 219 млрд руб.

Удачный момент

Во время первичного размещения эмитенты продают рынку не только историю (хорошие финансовые показатели – «Ведомости. Капитал»), но и будущее (прогнозы по росту показателей, планы развития – «Ведомости. Капитал»), указал Митрофанов. «Все [компании] постарались провести IPO на хорошей отчетности. Например, Совкомбанк вместе с оглашением сроков размещения раскрыл позитивные финансовые результаты (76 млрд руб. чистой прибыли ‒ «Ведомости. Капитал») за 9 месяцев 2023 г. Если смотреть шире, то сейчас в стране, в принципе, удачный момент для работы с рынком капитала: на нем несколько триллионов рублей розничных инвесторов, которые ищут способы защититься от инфляции», ‒ сказал эксперт.

Особенно хороший момент, чтобы выйти на биржу, для IT-рынка. Небольшие технологические компании в России показывают многократный рост выручки на фоне реального импортозамещения в этой сфере и поддержки государства (нулевая ставка налога на прибыль, нулевой НДС для разработчиков ПО, пониженный тариф страховых взносов – 7,6% вместо 30%, льготные кредиты, гранты, упрощенные госзакупки и т. д. – «Ведомости. Капитал»), указал Столяров. Очевидно, что акции IT-компаний при благоприятной конъюнктуре будут расходиться как горячие пирожки, считает он. Это подтверждается интересом частных инвесторов к эмитентам высокодоходных облигаций (такие бонды предлагают доходность выше, чем в среднем по рынку, но предполагают повышенные риски эмитента) из IT-отрасли, добавил эксперт.

В целом появление новых компаний на Московской бирже дает больше возможностей для диверсификации портфеля по отраслям, продолжил Абрамов. С другой стороны, компании с невысокой капитализацией из отраслей, ранее плохо представленных на фондовом рынке, могут иметь повышенные риски ухудшения финансовых показателей в будущем. Дело в том, что недостаточное количество исторических данных для анализа не позволяет строить достоверные прогнозы будущей цены акций. Впрочем, со временем проблема разрешится сама собой.

На что смотреть инвесторам

Прежде чем участвовать в IPO, необходимо тщательно изучать бизнес и финансовую отчетность компаний, которые размещаются на бирже, уверен Ванин. При этом особое внимание надо уделять объему долга и средней ставке по обязательствам, коэффициенту покрытия процентов (ICR сравнивает прибыль до уплаты процентов и налогов (EBIT) и проценты по долговым обязательствам за определенный период – «Ведомости. Капитал»), а также показателям рентабельности операционной прибыли и денежного потока. Кроме того, добавил Ванин, важно оценивать реалистичность целей роста, к которым компания апеллирует в качестве обоснования своей оценки при IPO.

Также инвесторам не следует рассматривать размещения как возможность быстро заработать большие деньги, полагает доцент базовой кафедры финансовой и экономической безопасности РЭУ им. Плеханова Павел Леонов. «Необходимо строго соблюдать свою инвестиционную стратегию. Также инвесторы должны помнить про такие понятия, как «аллокация» (объем заявок, который будет удовлетворен ‒ «Ведомости. Капитал») и так называемый период lock up (период, в течение которого инсайдеры не могут совершать сделки с размещенными акциями – «Ведомости. Капитал»). Поэтому часто покупка акций в первые дни и даже месяцы после IPO может быть для инвесторов более выгодной, чем участие в процедуре первичного размещения», ‒ добавил он.

Помимо этого, инвесторам нужно четко понимать, что участие в IPO, как и в целом покупка акций, – это высокорисковые инвестиции с отсутствием каких-либо гарантий, сказал Митрофанов. Лучше оценить состояние компании и ее будущие финансовые показатели помогут предпосылки и мультипликаторы, на которых строится оценка стоимости и цена размещений, указал эксперт.

«Слишком агрессивная оценка [цены акций] может говорить о возможности снижения котировок после размещения. Также следует разделять риски сложившегося бизнеса, который может многолетней работой подтвердить способность зарабатывать деньги, и стартапов, неопределенность будущего которых гораздо выше», ‒ полагает Митрофанов. Еще один важный показатель инвестиционной привлекательности акций – кредитный рейтинг организации, продолжил эксперт. Рейтинг позволяет лучше понять состояние компании и ее бизнес-профиль, но не отражает перспектив роста котировок.

Также стоит изучить поведение менеджмента и взаимоотношения с акционерами, но, как правило, такая информация появляется спустя какое-то время после проведения IPO, сказал Столяров.

Например, нередки случаи, когда под разными предлогами не распределяется чистая прибыль между акционерами, согласно дивидендной политике.

При этом, предупреждает Абрамов, следует критически оценивать информацию в СМИ, отчетах брокеров и дилеров об отличных параметрах IPO. Геополитические риски тоже никуда не ушли, напомнил Столяров. На фоне жесткой денежно-кредитной политики Банка России произойдет замедление роста российской экономики, и в конечном счете возможно ухудшение финансовых результатов компаний, резюмировал он.

Кто на новенького

Московская биржа ожидает проведения еще около 40 IPO до 2025 г. В основном это будут эмитенты из «новой экономики» ‒ финтех-бизнес и ретейлеры, а также ломбарды, микрофинансовые и лизинговые компании, указал Ванин. Сейчас уже насчитывается более двух десятков организаций, которые заявили о конкретных планах проведения листинга на MOEX в ближайшее время, напомнил он. Среди них калужский ликеро-водочный завод «Кристалл», производитель алкоголя «Ладога», сеть «Мосгорломбард», один из крупнейших российских банков «Совкомбанк», сервис каршеринга «Делимобиль», ИТ-игроки «Икс холдинг», Selectel, «Диасофт» и «Системы Папилон», крупный производитель ювелирных украшений с сетью собственных торговых точек Sokolov, ювелирная сеть Sunlight. Кроме того, планируют IPO несколько дочек АФК «Системы»: гостиничный оператор Cosmos Hotel Group, фармацевтическая компания «Биннофарм», сеть частных медицинских клиник «Медси», агрохолдинг «Степь», перечислил Ванин. «Учитывая, что сегодня на Московской бирже торгуется немногим более 250 компаний, их общее число в России может возрасти на 16%, когда все 40 эмитентов проведут IPO», ‒ сказал эксперт. Также еще предстоит увидеть первичное размещение акций крупных подразделений ушедших с рынка иностранных компаний, уверен Устименко.

При этом размеры IPO увеличиваются (более крупные и «дорогие» игроки выходят на биржу), главное, чтобы это не ухудшило их результаты, выразил опасение Абрамов. Суть проблемы, стоящей перед российским рынком первичного размещения акций, президент Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексей Тимофеев описал словами: «Можно ли зачерпнуть ведром из стакана?» (имеется в виду биржевой стакан, который отражает спрос и предложение на рынке, а «ведро» – это большое по объему размещение на фондовом рынке – «Ведомости. Капитал»). Сегодня рынок IPO удовлетворяет спрос средних компаний, но является вызовом для крупных, заявил глава НАУФОР на конференции «Ведомостей» 1 декабря.