«Мосгорломбард» продлил сбор заявок на участие в IPO до 27 декабря

iStock

«Мосгорломбард» продлил срок сбора заявок на участие в первичном публичном размещении (IPO) до 27 декабря. Компания также снизила диапазон ориентировочной цены размещения с 3,1–3,5 руб. до 2,5–2,55 руб. за одну обыкновенную акцию. Таким образом, «Мосгорломбард» планирует привлечь до 800 млн руб. (ранее – до 1 млрд руб.). Торги ее бумагами должны стартовать 28 декабря 2023 г. Это следует из сообщения материнской структуры группы МГКЛ.

Объем собранных заявок не позволяет говорить о достижении целей сделки, объяснил решение генеральный директор ПАО «МГКЛ» Алексей Лазутин. Основные акционеры верят в компанию и ее стратегию роста, добавил он. Поэтому она приняла решение изменить параметры размещения и установить новый ценовой диапазон ниже границ предыдущего, то есть предоставить потенциальным участникам IPO дисконт. Менеджмент хочет, чтобы в размещении приняло участие максимальное число инвесторов, а потенциал роста акций увеличился, резюмировал генеральный директор.

«Мосгорломбард» стал первым представителем ломбардной отрасли, заявившим о выходе на биржу, напоминает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. По его словам, это достаточно смелый шаг, учитывая отсутствие подобных прецедентов в мире: до сих пор ломбарды выходили на публичный рынок в составе больших холдингов. У рынка нет и не было ориентиров, на которые можно было бы полагаться при оценке компании и принятии решения об инвестировании, объясняет эксперт. В течение двух недель с момента объявления о размещении «Мосгорломбард» активно коммуницировала с рынком, разъясняла бизнес-модель, стратегию и перспективы развития, говорит Суверов. Учитывая осторожное отношение к новичкам на фондовом рынке, стратег считает ее решение взвешенным.

В практике российского фондового рынка еще не было прецедентов, когда обратная связь от инвесторов определила решение эмитента, добавляет руководитель управления аналитических исследований Iva Partners Дмитрий Александров. Он подтверждает, что у инвесторов было много вопросов относительно бизнес-модели и принципов отчетности. Эксперт считает, что предложенный дисконт найдет отклик у частных инвесторов. Компания решила придерживаться стратегии консервативной оценки, добавляет аналитик инвестиционного банка «Синара» Ирина Фомкина. Она называет это грамотным шагом в текущих реалиях и ожидает, что бизнес продемонстрирует рост.

Аналитики «Солид Брокера» отмечают, что последние размещения компаний не из IT-отрасли на российском рынке проходили с дисконтом к справедливым ценам. Например, Совкомбанк осознанно занизил цену на IPO, чтобы в размещении могло поучаствовать больше инвесторов, а во время торгов акции выросли. Гипотеза подтвердилась: бумаги банка торгуются выше цены IPO на 11,4%. Шаг со стороны «Мосгорломбарда» на снижение цены размещения аналитики считают вполне логичным. Теперь компания размещается по прогнозному мультипликатору P/E (цена/прибыль) 2024 г. на уровне 5,6х. С учетом  темпов роста компании это выглядит более привлекательной оценкой, резюмировали эксперты.

Справедливая стоимость

Аналитики банка «Синара» оценивают справедливую стоимость компании на конец 2024 г. в 5,4 млрд руб., а справедливую рыночную капитализацию – в 4,5 млрд руб., что соответствует цене 3–3,54 руб. на акцию. По мнению экспертов банка, пополнение капитала в результате IPO должно ускорить рост бизнеса «Мосгорломбарда». В «Синаре» оценивали компанию по модели DDM (модель дисконтирования дивидендов), рассказала Фомкина. Экспертам она показалась наиболее рабочей для данного игрока, который фактически относится к финансовому сектору, но у которого нет нормативов достаточности капитала.

Александров добавляет, что надо учитывать прогнозную динамику развития бизнеса, т. к. у быстрорастущих компаний такой мультипликатор при использовании EBITDA текущего и следующего года может отличаться кратно. Для оценки прежде всего надо учитывать контрциклическую природу бизнеса и динамику роста в сочетании с тем, что основное направление характеризуется полной обеспеченностью выдач ликвидным залогом, продолжает Александров. То есть чувствительность к невозвратам у «Мосгорломбарда» совершенно иная, нежели в случае с микрофинансовыми организациями (МФО), объяснил эксперт.

Суверов считает, что при оценке бизнеса компании надо ориентироваться на методику, применимую к компаниям финансового сектора. Он советует смотреть на форвардный мультипликатор P/E. По его мнению, это наиболее адекватный подход для быстрорастущего игрока, потому что показатели у него ниже, чем были у тех эмитентов, которые недавно разместились на Мосбирже. При этом лучше оценивать прибыль «Мосгорломбарда» по РСБУ (российские стандарты бухгалтерского учета), потому что при МСФО (международные стандарты отчетности) значительная часть прибыли уходит в резервы, что неоправданно занижает показатель, резюмировал эксперт. С ним согласен Лазутин.

Аналитики «Солид Брокера» консервативно рассчитывают, что прибыль компании в 2024 г. вырастет более чем вдвое, до 564 млн руб. за счет двух факторов. Это увеличение прибыли от действующего портфеля на 20%, при том, что в 2023 г. данный показатель вырастет в два раза (314 млн руб.). Второй фактор – привлеченные в результате IPO средства. Они будут инвестированы в основную деятельность с рентабельностью не менее 25%, что даст 250 млн руб.

Зачем компании нужно IPO

«Мосгорломбард» привлекает средства в ходе IPO под четкую стратегию развития бизнеса группы, говорит Лазутин. В 2023 г. компания сфокусировалась на повышении эффективности работы розничной сети и управления всеми подразделениями бизнеса. Так, направления ресейла, оптовой скупки и переработки драгметаллов были выведены за периметр ломбардной деятельности, чтобы снять с новых направлений регуляторные ограничения кредитного сектора.

Предпринятые шаги и результаты первого инвестиционного этапа стратегии развития в период с 2020 по 2023 г. обеспечили положительную динамику финансовых показателей, продолжает Лазутин. За девять месяцев 2023 г. показатель EBITDA увеличился на 60% относительно результата за аналогичный период предыдущего года и составил 406 млн руб. Чистая прибыль за этот период также продемонстрировала существенный рост. Лазутин уточнил, что результаты представлены именно по МСФО, так как это совокупный результат группы. Но важно учитывать подход к резервам в отчетности по МСФО, о котором упоминали эксперты.

Согласно стратегии, компания намерена усилить лидерские позиции в сегменте ломбардных залоговых займов, нарастив долю в Московском регионе с текущих 11% до 40% к 2027 г., делится планами Лазутин. Также «Мосгорломбард» планирует качественно расширить присутствие на российском рынке ресейла высоколиквидных товаров, объем которого в 2027 г. прогнозируется на уровне 3 трлн руб. Цель компании, по словам топ-менеджера, занять 3% этого сегмента. Группа ориентирована на массовый сегмент,  конкурентным преимуществом «Мосгорломбарда» здесь является обширная экспертиза в области верификации качества и подлинности материалов. Еще одним стратегическим направлением для нее является сегмент вторичного оборота драгоценных металлов.

Стратегия «Мосгорломбарда» также предусматривает усиление онлайн-присутствия группы, продолжает Лазутин. Сегодня интернет-услугами компании пользуется 47% клиентов против 4% в 2019 г. Расширение онлайн-присутствия не только делает компанию устойчивой к любым рыночным потрясениям, но и помогает ускорить рост выручки, улучшить рентабельность за счет более широкого территориального покрытия. При этом инвестиции группы в автоматизированные и технологические решения будут умеренными – это обусловлено тем, что базовые наработки уже запущены, требуется лишь их доработка. Кроме того, автоматизированные и логистические решения крупных онлайн-платформ могут быть интегрированы  в процессы ресейл-направления группы.

Ранее акционеры «Мосгорломбарда» согласились увеличить объем акций под локап-периодом (время, когда нельзя продавать ценные бумаги) и продлить его срок. Мажоритарные акционеры, владеющие долей 84,84%, не смогут продавать бумаги в течение года после завершения первичного публичного предложения (IPO). Миноритарии (9,43%) приняли такие же обязательства на 180 дней. Таким образом, на данный момент в торгах могут участвовать только 5,73% акций компании. Изначально доля акций в свободном обращении (free-float) по итогам IPO могла составить 36%. Теперь же, как заявили в «Мосгорломбарде», в случае размещения всех акций в рамках IPO в свободном обращении будет до 29% бумаг. 

Привлекательность проекта

Уникальность «Мосгорломбарда» – это позитив для инвестора, говорит Суверов, т.к. на фондовом рынке любят широкую диверсификацию в разных секторах экономики, объясняет он. Особенно с безрисковой моделью «Мосгорломбарда» возможность невозврата займа, по сути, отсутствует благодаря наличию залога, добавляет эксперт.

Основным драйвером рынка ломбардов является растущий спрос на альтернативные способы кредитования, говорит Фомкина. Сейчас на рынке более 11 млн человек с тремя и более кредитами, напоминает она. По ее словам, у ряда людей не самая лучшая кредитная история, особенно на фоне того, что банки ужесточают правила выдачи кредитов. Это будет давать толчок к перетоку клиентов из банков в МФО и ломбарды, уверена Фомкина. Планы компании по выплате 25‒50% от чистой прибыли, по ее мнению, выглядят привлекательными. Потенциальная дивидендная доходность может быть двузначной на горизонте пяти лет, предполагает она.

Лазутин со своей стороны отмечает, что ломбарды – единственный кредитный институт, который не влияет на закредитованность населения и кредитную историю заемщика. Это обусловлено моделью ломбардных займов, которые полностью обеспечены залогами. Потому сценарий погашения займа как для заемщиков, так и для ломбардов понятен – это либо выкуп залога заемщиком, либо реализация этого залога ломбардом. У ломбардов отсутствует коллекшн (процедуры взыскания долгов), NPL (просрочка по задолженности) и, как следствие, риск роста финальных потерь. У залоговых МФО залоги часто фактически остаются на руках у заемщиков. В случае ломбарда заемщик передает свой залог на хранение.  Благодаря этому в структуре портфеля фактически отсутствуют займы, условия погашения которых не выполняются более 90 дней. При этом все невостребованные залоги в группе реализуются в рамках ресейла, а золото направляется на очистку от примесей (аффинаж) для дальнейшей переработки.

Цели по резкому наращиванию доли вполне могут быть реализованы за счет консолидации малых игроков с помощью средств от IPO, соглашается Александров. Не менее интересной интригой, по его мнению, является возможный рост в ритейле и работе с аффинажными заводами. Аналитики также считают, что бизнес «Мосгорломбарда»  диверсифицирован. Группа грамотно разделила свой бизнес на основной, то есть ломбард, на ресейл и на трейдер неликвидным золотом, говорит Фомкина. Компания замыкает полный цикл ломбардного бизнеса на себе, делает вывод эксперт.

Что касается развития в онлайн-сегменте, то любое усовершенствование технологий приводит к росту рентабельности, говорит Фомкина. Один из важнейших моментов для компании – это технология, которая поможет быстро провести скоринг клиента и выдать ему наибольший возможный заем, рассуждает эксперт. Другое направление – это выдача онлайн-займов и возможность отдать залог курьером.

«Мосгорломбард» – одна из старейших в России и ныне крупнейшая в Москве розничная сеть ломбардов. В Москве и Московской области у нее насчитывается 109 отделений. По оценкам компании, число ее клиентов в Москве превышает 100 000, ежедневно в ломбард обращается более 700 человек. Объем ломбардного рынка оценивается в 50‒60 млрд руб. Емкость рынка в объектах на территории Московского региона составляет 1400 объектов. За счет консолидации отрасли и сокращения количества участников сектора группа видит собственный потенциал роста до 400 объектов в Московском регионе. В ближайших планах группы увеличение розничной сети до 150 объектов к 2025 г.

За девять месяцев 2023 г. чистая прибыль ПАО «МГКЛ» по РСБУ составила 197 млн руб., что более чем в 15 раз больше показателя аналогичного периода 2022 г. (13,7 млн руб.) В 2023 г. «Мосгорломбард» прогнозирует выручку в 1,68 млрд руб., что на 18% больше показателя 2022 г. (1,42 млрд руб.), и чистую прибыль в 262 млн руб., что вдвое больше показателя 2022 г. (131 млн руб.).