Как бизнесу обеспечить стабильность в условиях роста ставок и инфляции

ЦБ поднял ключевую до 19%
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

На заседании 13 сентября Центробанк повысил ключевую ставку на 100 б. п., до 19%, сохранил жесткий сигнал. Ранее, в июле, регулятор существенно повысил прогноз инфляции по итогам 2024 г. до 6,5-7% с апрельских 4,3-4,8%. Это самый масштабный пересмотр прогноза по инфляции за все время – достижения таргета на уровне 4% Банк России теперь ждет уже в 2025 г. Но двузначные ставки в экономике сохранятся дольше: согласно обновленному прогнозу ЦБ, ниже 10% ключевая ставка опустится лишь в 2026 г. При этом показатель может быть поднят до 20% и выше, если у Банка России будут сомнения в замедлении инфляции, заявил в середине августа заместитель председателя регулятора Алексей Заботкин.

Чем выше ключевая ставка, тем дороже бизнесу обойдутся кредиты, а значит, компаниям будет сложнее развиваться, а расходы и инвестиции придется сокращать. При этом можно ожидать выпуска более дешевых товаров и снижения цен на услуги, сокращения персонала, урезания бюджетов на рекламу и маркетинг. Если же у компании есть свободные деньги, при высоких ставках бывает выгоднее положить эти средства на депозит, чем направить в развитие бизнеса.

«Ведомости. Капитал» разобрался, как долго ставка останется на уровне 19%, какой в ближайшее время будет официальная и ощущаемая инфляция и какие инвестиционные инструменты бизнесу стоит рассматривать в складывающихся условиях.

Куда двигается ставка

«Мы оптимисты и в базовом сценарии ожидаем сохранения ставки на уровне 19%. Первое снижение мы прогнозируем уже в декабре на 100 б. п.», – говорит главный аналитик «Т-Инвестиций» Софья Донец. Ставке позволит не расти плавное замедление роста экономики, охлаждение ожиданий и снижение текущей инфляции с 9% до 5-6% осенью и возврат ближе к 4-5% в конце года (во II квартале текущий рост цен с поправкой на сезонность составил в среднем 8,6% в пересчете на год, сообщал ЦБ). Именно это и откроет «окно» для снижения ставки, хотя она продолжит оставаться длительное время в жесткой зоне монетарных условий, считает Донец.

Но кроме инфляции на радаре должны быть еще динамика спроса и кредитования, продолжает эксперт. Если кредитование быстро замедлится во втором полугодии, это может облегчить для ЦБ процесс принятия решения. «Ставка влияет на спрос, просто мы пока не дождались этого эффекта из-за временного лага и «встречных ветров» в виде льготной ипотеки, которые уже затихают», – отмечает Донец.

Также эксперт ожидает меньшего влияния на инфляцию от бюджетного импульса на следующий год: прогноз расходов на 2025 г. у «Т-Инвестиций» составляет около 40 трлн руб. (против 37 трлн руб. в 2024 г.). Это все еще рост, но в совокупности с увеличением налогов такой масштаб инфляционно нейтрален и позволит ставке снижаться плавно и замещать бюджетный стимул кредитным, поясняет Донец.

Но есть и более консервативные оценки. Банк России на ближайших заседаниях снова повысит ключевую ставку до 20%, считает главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. Один из главных факторов текущей высокой инфляции – это дефицитный рынок труда, на котором ситуация ухудшилась. Росстат сообщил, что безработица в июне упала до нового исторического минимума ‒ в 2,4% после 2,6% в мае. Из-за острого дефицита кадров зарплаты растут двузначными темпами, которые опережают производительность труда и несовместимы с целевым уровнем инфляции в 4%, объясняет эксперт. По данным Росстата, зарплаты в мае возобновили рост, который составил 17,8% год к году в номинальном выражении и 8,8% – в реальном.

Также в пользу высокой инфляции выступают мягкая бюджетная политика, неопределенность с геополитикой, курсом рубля и импортом, повышенные инфляционные ожидания, отклонение экономики вверх от траектории сбалансированного роста, говорит Васильев, в итоге инфляция будет замедляться плавно. ЦБ сохранит ключевую ставку на уровне 20% примерно полгода, не исключает эксперт, а возможность для снижения ставки, по его мнению, откроется только в середине 2025 г.

В отличие от других периодов, когда со снижением инфляции быстро снижалась ставка, сейчас инфляция не вызвана какими-то внезапными факторами, а спровоцирована внутренней перегретостью экономики, поэтому высокие ставки задержатся на долгий срок, говорит Донец. Она ожидает увидеть ключевую ставку около или чуть ниже 10% уже через 10‒12 месяцев. «А вот чтобы вернуться к докризисным уровням 7-8% и ниже, может понадобиться больше времени, а главное – снижение геополитической неопределенности», – резюмирует аналитик «Т-Инвестиций».

Что будет с инфляцией

В июле инфляция ускорилась до 1,14% после 0,64% в июне и 0,74%, сообщил Росстат 16 августа. Но это было ожидаемо и объясняется индексацией с первого июля тарифов на услуги ЖКХ (в июле 2023 г. индексации не было, так как ее перенесли на декабрь 2022 г.). За январь ‒ июль цены выросли на 5,06%, а годовая инфляция составила 9,13%.

Инфляционные ожидания населения растут четвертый месяц подряд и в августе составили 12,9% против 12,4% в июле. Оценка наблюдаемой населением инфляции в августе выросла до 15% с 14,2% в июле.

ЦБ ждал пика инфляции в июле, говорила в начале лета председатель Банка России Эльвира Набиуллина. С тем, что пик инфляции придется на III квартал, согласен и главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах.

Прогноз «Т-Инвестиций» по инфляции по итогам года близок к диапазону ЦБ и ожидается на уровне чуть выше 7%, говорит Донец. Но рисков сохраняется много, начиная с монетарных и заканчивая внезапными «черными лебедями», отмечает экономист. Например, неурожай или давление со стороны импортных цен. «Также не стоит исключать сценарий низких сырьевых цен, и, хотя в долгосрочной перспективе это зачастую выливается в рецессию, первая реакция в виде слабого рубля все же является проинфляционным фактором», – отмечает Донец.

В «Т-Инвестициях», как и в ЦБ, считают, что уже в 2025 г. инфляция достигнет таргета в 4%, и даже не исключают значения ниже целевого в моменте, говорит Донец.

К концу года инфляция снизится до 7,1%, полагает Васильев. По-прежнему сохраняются риски того, что инфляция может оставаться повышенной в течение длительного времени, добавляет эксперт. Экономист ожидает возвращения инфляции к целевым 4% только в 2026 г.

Ключевым фактором для снижения станет ограничение избыточного роста внутреннего спроса, что, согласно прогнозу ЦБ, сможет переломить установившуюся инфляционную тенденцию, добавляет управляющий директор по инвестициям УК ПСБ Николай Рясков.

Бизнес при высоких ставках

Индикатор бизнес-климата, который считает Банк России (отражает фактические и ожидаемые изменения в сфере производства и спроса на основе оценок предприятий), снизился в августе до семи пунктов с 7,7 в июле, но по-прежнему превышал среднее значение 2023 г. Это указывает на продолжение роста экономической активности более умеренным темпом, чем в первой половине года, отмечает ЦБ. Ценовые ожидания бизнеса на горизонте трех месяцев немного увеличились относительно июля до 21,7 п. (+0,2 п.). Это выше средних значений за 2023 г. (в пределах 7,2%), а также за 2017–2019 гг., когда инфляция была вблизи цели.

Несмотря на сохранение жестких условий в экономике довольно продолжительное время – с декабря 2023 г. и до заседания ЦБ 26 июля ключевая ставка держалась на уровне 16% годовых – темпы корпоративного кредитования банками не сбавляли обороты. Более того, ЦБ повысил прогноз роста кредитного портфеля банков на 10–15% по итогам года (в апреле оценка ЦБ была 8–13%) – как корпоративного, так и розничного.

Экономисты еще не перестали удивляться тому, насколько бизнес оказался устойчив к ставке 16%, которая держалась на этом уровне полгода, говорит Донец: «Но факт остается фактом: мы не видим ухудшения обслуживания долгов и кредитного качества». При 19% для бизнеса, наверное, ключевое сейчас – адекватно распределять ресурсы, закладывая риски снижения спроса, отмечает эксперт. Потому что кредитная устойчивость обеспечивалась устойчивым спросом и тем, что потребитель готов был тратить, но спрос будет охлаждаться со второго полугодия, и надо быть готовым к этому, объясняет Донец.

Режим высоких процентных ставок ограничивает возможности бизнеса для активного развития, говорит Рясков. Негативными драйверами здесь выступают более дорогое обслуживание долга и программ рефинансирования, а также «консервация» части инвестиционных программ, поскольку часть денежных средств компаний перекладывается на депозиты.

Высокие ставки – это одновременно и возможность для инвестирования с целью получения двузначной доходности, которую невозможно было бы получить при других условиях. «На высоких сейчас можно и заработать, и с этой точки зрения мы видим, что бизнес ‒ и крупный, и МСБ – учится управлять остатками, не забывая их на бесплатных счетах, а инвестируя, чтобы заработать, пока рынок предоставляет такую возможность», ‒ констатирует главный аналитик «Т-Инвестиций».

Два тренда последних полутора лет, по словам Донец, это распространение инструментов (кредиты или облигации) с плавающей ставкой и выход на рынок капитала новых игроков. Активное фондирование с плавающей ставкой может вызывать опасения (особенно когда кредит брали под 7%, а теперь ставка 19%), с другой стороны, у бизнеса формируется некоторая толерантность с учетом ожиданий, что ставка так или иначе снизится, говорит эксперт. В итоге, переживания, что плавающие ставки приведут к резкому перекладыванию процентного риска на самих заемщиков, пока не реализовались. «А тренд по выходу компаний на рынок капитала с нами надолго, тем более что регулирование этому способствует и, надеемся, будет двигаться в сторону облегчения», ‒ резюмирует Донец.

Куда вложиться

Во времена высоких ставок и с учетом конъюнктуры на рынке все большую актуальность для бизнеса приобретают следующие сценарии для инвестирования.

Первый – облигации с плавающим купоном (флоатер). Купон может быть привязан к ставке ЦБ, а может – к ставке денежного рынка RUONIA. Помимо стандартных ОФЗ, бизнес может выбирать и корпоративные облигации, где нередко дается премия к ставке. Начальник отдела кредитного анализа макроэкономики «РСХБ Управление Активами» Павел Паевский рекомендует выбирать эмитентов с устойчивым финансовым положением (низкой или умеренной долговой нагрузкой, прибыльные, с высокой операционной рентабельностью и т. д. в рейтинговом диапазоне «ААА» ‒ «А+»). Среди таких, например, выпуски «Дом.РФ» 002Р-03 (RUONIA + 1,15 п. п.), «Норильский никель» БО-09 (RUONIA + 1,3 п. п.), МТС 002Р-04 (RUONIA + 1,4 п. п.).

Второй – бумаги с фиксированным купоном. Но в периоды, когда ожидается рост ставок, стоит обращать внимание на выпуски со сроком погашения до года (такие облигации будут дешеветь, чтобы уровень доходности соответствовал новым ставкам), говорят эксперты. Также стоит отдать предпочтение краткосрочным инструментам с относительно высокой ставкой, например биржевой овернайт с возможностью разместить свободные денежные средства на срок от одного дня.

Третий инструмент – это, наоборот, длинные бумаги с фиксированным купоном. Обратить внимание на них стоит, если ожидается смягчение денежно-кредитной политики и снижение ставок – в таких случаях доходность по таким бумагам будет превышать среднюю доходность по рынку до конца погашения. Например, у ОФЗ 26243 со сроком погашения в мае 2038 г. доходность сейчас составляет 15,71%, а у самой длинной государственной облигации ОФЗ 26238 с погашением в 2041 г. – почти 15%.

Для корпоративного инвестора денежные рынки и флоатеры не временная история, а перманентная, чтобы средства были всегда в доступе, считает Донец. «Здесь компании всегда будут отдавать предпочтение максимально ликвидным инструментам, которые отражают ситуацию на рынке», – говорит эксперт. Но также можно присматриваться к облигациям с фиксированными ставками, чтобы зафиксировать текущие высокие уровни на более длительный период и сыграть на переоценке.

И хотя российский фондовый рынок показывал исторически умеренную чувствительность к ключевой ставке, резкое ужесточение риторики ЦБ в купе с сохранением геополитической неопределенности и дефицитом ярких позитивных новостей в последние месяцы оказало заметное давление на индексы, продолжает Донец. «Выход ключевой на рекордные уровни сделал чрезвычайно сложной задачу «конкурировать» с короткими инструментами (денежным рынком и флоатерами) почти для всех остальных сегментов финансового рынка», ‒ отмечает аналитик. Это сказывается на притоках средств и настроениях. Но разворот цикла по ДКП, который ожидают в Т-Банке, поддерживает хорошие перспективы фондового рынка на горизонте года, резюмирует Донец.