Названы победители премии «Лучший аналитик России»

Уровень специалистов оценили основные бенефициары отрасли – институциональные инвесторы
Пресс-служба СПбМТСБ
Пресс-служба СПбМТСБ

29 ноября впервые состоялось вручение официальной профессиональной премии «Лучший аналитик России», учрежденной Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржей (СПбМТСБ) совместно с Ассоциацией финансовых аналитиков (АФА) при поддержке профессиональной соцсети EMCR. В рамках подготовки к церемонии был опубликован первый отечественный верифицированный и независимый рэнкинг аналитиков.

Рэнкинг был составлен по результатам голосования основных пользователей финансовой аналитики – институциональных инвесторов. В опросе принимали участие сотрудники ведущих управляющих и страховых компаний, пенсионных фондов, family offices, проп-трейдинговых команд, представители private banking. Критерием для участия в голосовании стало соответствие компании минимальным требованиям к размеру активов под управлением (AUM) ‒ не менее 5 млрд руб. по состоянию на первое июля 2024 г.

Участниками конкурса выступили эксперты/представители аналитических команд российских банков и брокеров (sell-side), авторы верифицированных телеграм-каналов, выступающих под собственным именем. Всего в рэнкинге участвовали 130 аналитиков и авторов тематических телеграм-каналов.

В командном зачете номинацию «Лучшая аналитическая команда» получили: первое место ‒ «Сбер CIB», второе место – «Альфа-Банк», третье место – «Газпромбанк». Первые места в индивидуальных зачетах: Андрей Крылов (номинация «Акции: Стратегия на рынке акций»), Геннадий Суханов («Акции: Нефть и газ»), Мария Мартынова («Акции: Металлургия»), Евгений Кипнис (номинации «Акции: Потребительский сектор» и «Акции: Финансы»), Максим Кондратьев («Акции: ИТ и Телекоммуникации»), Георгий Иванин (номинации «Акции: Недвижимость», «Акции: Транспорт» и «Акции: Электроэнергетика»), София Кирсанова («Акции: Компании малой капитализации»), Игорь Рапохин (номинации «Облигации: Стратегия на рынке облигаций» и «Облигации: Суверенный долг»), Сергей Колесников («Облигации: Корпоративный долг»), Антон Струченевский (номинация «Макроэкономика»), Наталия Орлова («Валютный рынок»), Борис Красноженов («Сырьевые рынки»). Лидерами в зачете авторов телеграм-каналов стали: Дмитрий Полевой (канал «Полевой», номинация «Облигации: Стратегия на рынке облигаций») и Егор Сусин (канал «TruEcon», номинации «Макроэкономика» и «Валютный рынок»).

«Российский Блумберг»

Целями организаторов новой премии стали продвижение профессионалов отрасли среди инвесторского сообщества, содействие росту мотивации участников рынка к развитию и качеству информационного сопровождения инвесторов на финансовом рынке.

По словам управляющего директора СПбМТСБ Владлены Рубцовой, предпосылкой к созданию рэнкинга, который отражал бы профессионализм российских финансовых аналитиков и качество их продукта, стал уход из России иностранных информационных платформ (таких, как Refinitiv и Bloomberg). Они много лет поставляли профессиональным инвесторам данные о рынке ценных бумаг, экономические индикаторы, новости и аналитику. «Наши компании остались без доступа к достоверной и легально полученной информации. Причем и к информации по российскому рынку в том числе, потому что все привыкли получать ее через иностранных вендоров», ‒ рассказывает она. По словам Рубцовой, российские аналитики традиционно поставляли свои обзоры и прогнозы в Refinitiv и Bloomberg и после отказа западных площадок работать с россиянами потеряли доступ к «единому информационному окну».

Естественным ответом на сложившуюся ситуацию стала идея СПбМТСБ создать локальный российский аналог Refinitiv или Bloomberg, говорит управляющий директор биржи. Так появился проект национального поставщика рыночных данных ‒ информационной платформы SPX, которая уже включает информацию о ходе и итогах торгов на товарных рынках, биржевых и внебиржевых индексах, информацию от госорганов и ЦБ и т. п. В ходе предварительного опроса клиентов ‒ институциональных инвесторов, продолжает Рубцова, выяснилось, что они нуждаются также в бесперебойном доступе к продуктам отечественных аналитических команд и отдельных специалистов.

Поэтому для SPX был разработан Сервис прогнозов. Сейчас аналитику для него поставляет уже 15 профессиональных команд. «Идею подсказали нам сами клиенты, – говорит Рубцова. – Они хотели бы видеть консенсус, чтобы понимать, что сейчас является целевым независимым ориентиром. Информации сейчас очень много, а с развитием тематических каналов в Telegram становится все больше. Вместе с этим участникам рынка также требовался рэнкинг аналитиков, предоставляющих свои прогнозы. С этим запросом они к нам неоднократно обращались за последние полтора года».

Бенчмарк для рынка и инструмент конкуренции

Рэнкинг был разработан СПбМТСБ совместно с Ассоциацией финансовых аналитиков (АФА), которая стала автором методологии. Аналитика не является продуктом, который генерирует деньги для бизнеса напрямую, поэтому аналитиков сложно сравнивать по объективным показателям, рассказывает председатель АФА Павел Пикулев, но их можно сравнивать по тому, как их оценивают клиенты инвестиционных домов, которые приносят им деньги. Поэтому участниками голосования в номинациях рэнкинга стали институциональные инвесторы.

Рэнкинг – для всех пользователей, ориентир для всего рынка, но голосуют те, кто понимает, в чем заключается качество профессиональной аналитики, поясняет Рубцова. Это особенно важно, подчеркивает она, в условиях роста количества розничных инвесторов на российских рынках.

«Адекватность прогнозов в модели, степень реалистичности оценки, умение критически взглянуть на прогнозы менеджмента компании, демонстрация чувствительности модели к изменению вводных параметров типа ставок дисконтирования, цен на продукцию, курса валют и т. п.», – приводит примеры критериев качества финансовой аналитики, актуальных для институционалов, участвовавший в голосовании для рэнкинга «Лучший аналитик России» директор по инвестициям УК «Эра Инвестиций» Иван Лавриненко. По его словам, институциональные инвесторы ждут дальнейшего развития идеи рэнкинга в будущем. Целесообразной была бы количественная оценка того, сколько рекомендаций аналитики сработали через год, сколько процентов доходности дала каждая из них и т. д., предлагает он.

Концепция конкурса напоминает идею престижного рейтинга американского журнала Institutional Investor, в котором с начала 2000-х годов принимали участие и российские аналитические команды, говорят собеседники «Ведомостей». В разные годы победителями этого рейтинга становились аналитики Сбербанка CIB, «Ренессанс Капитала», «Атона», «ВТБ Капитала» и других сильнейших инвестиционных домов. Однако с 2022 г. практика участия в нем россиян по понятным причинам была прекращена.

«Традиционно такие рейтинги, как Institutional Investor и Thomson Extel, были ключевым мерилом перформанса аналитиков, в частности, насколько аналитическая команда полезна. Кроме того, участие в них было предметом гордости», ‒ говорит Пикулев. По его словам, когда российские аналитические команды выпали из глобальных рейтингов, запрос на собственный рейтинг возник и с их стороны: он помог бы аналитикам сравнивать себя с коллегами и конкурировать за место на рынке. Конкуренция – двигатель прогресса, считает председатель АФА. Кроме того, профессионалы хотят признания своих достижений. «Рэнкинг является инструментом конкуренции и дает стимул для профессионального совершенствования как отдельных аналитиков, так и аналитических команд», – заключает Пикулев.

Повышение прозрачности

Российское аналитическое сообщество за относительно недолгий срок своего существования (около 30 лет) доказало уровень своего профессионализма и стало востребованным среди инвесторов не менее западного, считает Лавриненко. «Все западные методики уже давно прижились в России, и ими умеют пользоваться», ‒ говорит он. Управляющий директор АКРА Алексей Мухин считает, что в части оценки российского бизнеса отечественные аналитики на голову выше иностранцев.

После 2022 г. российские инвесторы потеряли в большей степени не качество аналитики, а базу для нее: в условиях полной изоляции России от международных рынков капитала проблемой стало наличие первичных данных как таковых, напоминает Мухин. «Российские аналитики зачастую вынуждены работать в более сложных условиях в сравнении с западными коллегами с учетом ограничений в раскрытии компаниями информации и недоступности международных информационных систем», ‒ говорит он. Это, по его мнению, само по себе делает класс отечественных специалистов по финансовому анализу выше, чем у иностранцев, но одновременно повышает ответственность перед инвесторским сообществом, так как количество доступной частным инвесторам информации для самостоятельного анализа резко снизилось.

По словам Мухина, профессиональные конкурсы аналитиков могут сориентировать розницу в обилии доступных телеграм-каналов и других подобных ресурсов. «Розничные инвесторы часто реагируют на кликбейтные заголовки, а не на содержание. Потребитель аналитики, не разбирающийся в продукте, не может оценить его качество», ‒ подтверждает Пикулев. Поэтому рэнкинг финансовых аналитиков, составленный профессионалами рынка, в условиях его ограниченной прозрачности становится неким бенчмарком для всех остальных. «И это действительно повышает прозрачность рынка для инвесторов», ‒ резюмирует Пикулев.