Амалия Манукянц: «Рынок может падать, а портфель инвестора – расти»
Директор по развитию бизнеса «БКС Ультима Private Banking» – о том, как изменились стратегии клиентов и куда направляются капиталы при возврате в РФНа фоне волатильности на фондовом рынке и снижения ключевой ставки состоятельные инвесторы меняют свои подходы. В трендах – смещение акцентов с агрессивного заработка на стратегическое сохранение капитала, рост спроса на индивидуальные решения и аудит активов, возврат капиталов в российскую юрисдикцию. Об этом, а также о том, как сегодня выглядит портфель крупного инвестора, какие инструменты стали востребованы и чего ждать от рынка, в интервью «Ведомости. Капитал» рассказала директор по развитию бизнеса «БКС Ультима Private Banking» Амалия Манукянц.
– Помимо геополитики и ключевой ставки, которая постепенно снижается, я бы выделила три фактора.
Во-первых, изменилась структура рынка: заметно выросла доля частных инвесторов, горизонт решений стал короче, реакция на новости – резче. Это само по себе усиливает амплитуду движений.
Во-вторых, индекс во многом зависит от концентрации в отдельных «тяжелых» бумагах и корпоративных событий – из-за этого локальные истории сильнее влияют на общую картину.
В-третьих, идет перестройка экономики, цепочек поставок и логистики, и она повышает разброс по компаниям: одни выигрывают, другие несут новые издержки. Поэтому индекс может выглядеть слабее, а внутри рынка при этом возникают точечные возможности – в отдельных историях инвесторы в этом году получали двузначную доходность.
Другими словами, рынок может падать, а портфель инвестора – расти. Грамотный инвестор смотрит не только на индекс, но и на качество конкретных эмитентов, на роль каждой позиции в портфеле.
«Мы наблюдаем постепенный, но уверенный переток средств в инвестиции»
– Условия становятся более благоприятными на фоне снижения ставки. Как только ЦБ летом этого года обозначил этот курс и доходность по депозитам начала снижаться, мы наблюдаем постепенный, но уверенный переток средств в инвестиции. Прежде всего – в облигации, но интерес к отдельным акциям также растет.
Если же смотреть на поведенческие тренды в более широкой перспективе, то за последние десять лет инвесторы в целом стали значительно грамотнее и осознаннее. Они все больше опираются на качественную экспертизу инвестиционных домов и целенаправленно прибегают к поддержке профессионалов. Пришло понимание, что дисциплина и выверенная стратегия важнее разовых идей, особенно тех, что основаны на эмоциях.
Когда речь идет о крупном капитале, ключевым становится комплексный подход, который объединяет качественную экспертизу, персональное управление активами и рисками. Именно поэтому сегодня все больше клиентов обращаются к нам за диагностикой портфеля – комплексной проверкой структуры активов, включая те, что размещены в других банках или инвестиционных компаниях. Такой аудит помогает объективно оценить эффективность вложений и снизить риски.
– Можно выделить несколько явных тенденций. Во-первых, у инвесторов с крупным капиталом заметно вырос интерес к индивидуальным инвестиционным решениям, где учитываются все персональные предпочтения клиента и его отношение к риску. Мы это хорошо видим по клиентам «БКС Ультима».
Во-вторых, мы наблюдаем эволюцию спроса на классические инструменты. Прошлый год стал рекордным по притоку в фонды денежного рынка – на фоне высокой волатильности они стали оптимальным инструментом для временного размещения средств. Сейчас их популярность сохраняется, но интерес уже активно смещается в сторону облигаций. Клиенты целенаправленно переводят в них часть капитала из фондов ликвидности и депозитов. Особенно востребованы облигации федерального займа (ОФЗ) – доходность по многим выпускам опережает инфляцию, а перспектива дальнейшего снижения ключевой ставки делает эти бумаги еще привлекательнее за счет потенциала роста их стоимости. Повышенный интерес есть и к «длинным» корпоративным облигациям. В текущих условиях инвесторы могут зарабатывать не только на купонах, но и на росте цены самих бумаг.
И в-третьих, сохраняется устойчивый спрос на зарубежные активы. Внутри России без инфраструктурных рисков в них можно инвестировать с помощью производных инструментов, например, структурных продуктов. Их большое преимущество – возможность выбрать подходящий уровень защиты капитала.
– В основном это, конечно, акции американского рынка: компании крупной капитализации, в приоритете – технологический сектор. Ограничений для состоятельных инвесторов как таковых нет, есть скорее рекомендации с нашей стороны. Если клиент просит добавить в индивидуальный структурный продукт бумагу, которую не рекомендуют наши аналитики, мы предложим еще раз все взвесить и аргументированно выскажем наше мнение. У нас нет цели ставить запреты, однако инвестор должен осознавать риски и перспективы.
«Портфель должен работать как целостная система»
– Да, это одна из самых ярких тенденций. Она стала драйвером заметного роста спроса на такой инструмент, как закрытые паевые инвестиционные фонды (ЗПИФ).
Интерес инвесторов к ЗПИФам заметно усилился два-три года назад: раньше многие бизнесы и активы «жили» в иностранных юрисдикциях, а теперь это стало менее комфортно и предсказуемо из-за ряда факторов – от банковских ограничений до вопросов с переводом дивидендов. На этом фоне собственники все чаще хотят консолидировать активы в единую структуру в России, и ЗПИФ как раз позволяет это сделать.
Важно, что ЗПИФ не является юрлицом, это особая правовая конструкция, которая при корректной настройке дает дополнительные возможности по структурированию владения и налоговой нагрузке в рамках закона. Прежде всего, конечно, речь об отложенном налогообложении: ЗПИФ не является юрлицом, поэтому в период существования фонда не платит налог на прибыль. Высвобождаются дополнительные средства, которые можно реинвестировать. Мы видим устойчивый спрос со стороны состоятельных клиентов на такие решения: обычно это масштабные структуры, которые измеряются миллиардами рублей.
– Чем крупнее капитал, тем важнее для инвестора сместить фокус с поиска отдельных идей на четкое формулирование своих стратегических целей и горизонта инвестирования. Его портфель должен работать как целостная система: поддерживать привычный образ жизни, учитывать интересы бизнеса и семьи, быть устойчивым к кризисам. Когда капитал достигает определенного размера, ключевой вопрос уже не как заработать, а как сохранить и приумножить имеющиеся активы. Отсюда и вытекает подход к формированию портфеля. Как мы уже отмечали, в текущей ситуации многие инвесторы отдают предпочтение облигациям. Но их доля может варьироваться очень сильно – от 30% до 80% в зависимости от склонности конкретного клиента к риску.
– Конечно, и мы их четко видим. Все зависит от горизонта инвестирования. Если клиент планирует на срок до трех-пяти лет, в портфеле, как правило, преобладают облигации и другие инструменты с фиксированной доходностью и низким риском. Для горизонта семи-десяти лет и более основой портфеля становятся диверсифицированные акции, которые дополняются облигациями и альтернативными инструментами.
Отдельно стоит сказать о защитных и альтернативных активах. Золото, например, – это классика, его доля в любом портфеле может составлять 5–7%. А вот альтернативные инструменты, например с привязкой к криптоактивам, при грамотном подходе тоже находят свое место. Наша практика показывает, что при доле в портфеле не более 3–5% они почти не влияют на общий уровень риска, но при этом могут заметно повысить потенциальную доходность.
И главное правило: уровень риска нужно определять на берегу. Если инвестора нервирует уже сама возможность просадки на 15–20%, долю рисковых активов стоит снизить заранее, а не в разгар рыночного шторма.
– Если обобщать, то все цели и горизонты можно условно разделить на три больших блока. Первый – «Свобода». Это деньги на один-три года жизни: подушка безопасности, крупные покупки, ремонт, обучение детей. Для этих целей идеально подходят депозиты, краткосрочные облигации и кеш.
Второй блок – «Рост и прибыль». Это капитал, который вы не планируете трогать минимум три года, а в идеале – семь–десять лет. Здесь уже есть место для инструментов с повышенным риском, в первую очередь для акций. Исторически именно акции показывают лучшую защиту от инфляции на длинном горизонте.
Третий блок – «Наследование». Это то, что вы хотите оставить следующим поколениям или использовать для крупных семейных проектов.
– Инвесторы ожидают от private-банкинга не только финансовой экспертизы, но и комплексного сопровождения по всем смежным вопросам. Поэтому традиционно востребованы юридические, налоговые консультации, помощь в наследственном планировании и сопровождении сделок с недвижимостью.
Но современный тренд идет еще дальше – это полноценная лайфстайл-поддержка по самым разным направлениям: организация путешествий, аренда самолета или автомобиля за рубежом, помощь в планировании деловых мероприятий или шопинга. Суть в том, чтобы избавить клиента от рутины и сохранить его время.
– Наш базовый сценарий предполагает, что снижение ключевой ставки ЦБ продолжится. На этом фоне в приоритете, безусловно, остаются облигации.
На рынке акций мы рекомендуем сохранять избирательность. Ряд эмитентов, особенно в секторах, ориентированных на экспорт, в банковском секторе и в ритейле, по-прежнему обладают высоким потенциалом. При этом рынок остается волатильным, и геополитическая неопределенность никуда не делась. Однако, если ситуация в этой сфере не будет усугубляться, мы ожидаем роста рынка акций как до конца этого года, так и в следующем.