ВТБ готов инвестировать в инфраструктуру с возможностью иностранного участия
Группа ВТБ готова возобновить сотрудничество с иностранными партнерами. Планируя инвестиции в инфраструктурные проекты, организация оставляет возможность участия в них зарубежных инвесторов, сообщил член правления банка ВТБ Виталий Сергейчук, выступая на Восточном экономическом форуме (ВЭФ-24).
«Привлечение внешнего финансирования в развитие российской инфраструктуры остается для нас одной из важных стратегических целей», – заявил он.
При этом, по словам Сергейчука, группа ВТБ готова оказывать всю необходимую поддержку и помощь государству в реализации масштабных, социально-значимых проектов, включая их финансирование как полностью самостоятельно, так и в партнерстве с российскими инвесторами. Но возможность привлекать зарубежных бизнес-партнеров для инвестиций остается, как и ранее, когда в рамках проектного финансирования инфраструктурных проектов использовались разные форматы взаимодействия с иностранными партнерами.
«С одними мы совместно запускали проекты, в том числе используя их опыт и компетенции. Другие иностранные партнеры привлекались в уже запущенные проекты в виде портфельных инвестиций. Также нами привлекались международные инвестиционные фонды уже на стадии эксплуатации объектов», – рассказал банкир.
Сегодня в России стоит задача в сжатые сроки реализовать большой объем инфраструктурных проектов. На реализацию инфраструктурных проектов всех перспективных направлений в ближайшие 10 лет может потребоваться около 25 трлн руб., подсчитали аналитики «ВТБ Инфраструктурный Холдинг». Следствием этого в 2030-х гг. могут стать экономический эффект, эквивалентный до 1,5% ВВП ежегодно, создание 373 600 рабочих мест и улучшение качества жизни для почти 75 млн человек.
Как уже сообщали «Ведомости», эксперты ВТБ составили обзор наиболее масштабных инфраструктурных проектов, запланированных на этот срок. Среди них транспортные коридоры «Север – Юг», Джубга – Сочи, Северный морской путь, Юго-Западная хорда, Восточный полигон, на общую сумму свыше 5,6 трлн руб. Также в ближайшее десятилетие намечен запуск двух из пяти частей сети высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ): ВСМ Москва – Санкт-Петербург и участки будущей ВСМ-2 Москва – Екатеринбург. Стоимость этих проектов оценивается в 10,8 трлн руб.
Также запланировано строительство 40 кампусов вузов в российских городах с общей суммой инвестиций 1,1–1,2 трлн руб., разработка российского производства беспилотной авиации – 500 млрд руб., создание центра обработки данных – 1,6 трлн руб., цифровизация городов – 200-600 млрд руб., создание 10 всесезонных федеральных курортов – 1,8-2 трлн руб., увеличение мощности возобновляемых источников энергии и доведение доли электромобилей до 25% от всего автотранспорта – 1,1 трлн руб.
Согласно оценке аналитиков ВТБ для реализации запланированного не будет хватать около половины необходимых средств, или 13,6 трлн руб., заявил Сергейчук на форуме. По его словам, в сложившихся условиях нехватку средств могут восполнить внебюджетные источники.
На данный момент основным инструментом финансирования такого строительства является государственно-частное партнерство (ГЧП): за счет привлечения частных инвестиций этот механизм позволяет ускорить запуск проектов без излишней нагрузки на бюджет. Кроме того, ГЧП снижает госрасходы на управление и контроль и повышает операционную эффективность проекта. В ближайшее время этот инструмент будет совершенствоваться: 5 сентября президент России Владимир Путин на пленарном заседании ВЭФ-24 заявил, что необходимо улучшать как сам механизм работы ГЧП, так и профильное законодательство.
У Группы ВТБ есть опыт ГЧП в том числе и в социальной сфере: в начале сентября открылась первая очередь Межуниверситетского кампуса в Челябинске, предназначенного для студентов семи ведущих вузов региона. Банк участвует в финансировании проекта и готов масштабировать свой опыт на новые объекты, заявил Сергейчук на ВЭФ-24.
«Проектам по строительству инфраструктуры мирового уровня для высших учебных заведений поможет более активное привлечение частных инвесторов в формате концессий или ГЧП и запуск коммерчески привлекательных проектов, формирующих городскую среду вблизи кампусов», – сказал он.
Инвестиции в инфраструктурные стройки могут стать ключевым драйвером роста и не только повысят инвестиционную активность и макроэкономические показатели, но и окажут мультипликативные эффекты на развитие экономики, отмечают в ВТБ. Реализация таких проектов создает новые рабочие места, улучшает качество и удобство жизни людей, повышает мобильность населения, внедряет в жизнь современные технологии и сервисы, а также экологические стандарты и уровень безопасности, развивает сопутствующий бизнес на прилегающих к объектам инфраструктуры территориях.
По оценкам ВТБ, каждый рубль инвестиций в инфраструктурный проект, если он тщательно проработан и грамотно структурирован, дает экономике 3–5 руб. в виде прямых и косвенных эффектов на горизонте 15–20 лет.