Топливный оператор ПАО «ЕвроТранс» начал сбор заявок для IPO

Компания уже привлекла более 11 млрд рублей на внебиржевом рынке
Ведомости/Евгений Разумный

Топливный оператор ПАО «ЕвроТранс», владеющий сетью автозаправочных комплексов (АЗК) в Москве и Московской области под брендом «Трасса», начал сбор заявок на участие в первичном публичном размещении (IPO) на Мосбирже, сообщила компания. Цена акции установлена на уровне 250 руб. – такие же параметры действуют и для внебиржевого предложения, которое стартовало в июне. Компания может привлечь до 26,5 млрд руб. Торги запланированы на 21 ноября.

Общая сумма привлеченных компанией денежных средств в рамках дополнительной эмиссии в период с 20 июня по 2 ноября превысила 11 млрд руб., в том числе 2 млрд внесли акционеры и дочерние предприятия ПАО «ЕвроТранс», остальные 9 млрд руб. собраны более чем от 7000 инвесторов. Сбор внебиржевых заявок продолжается и завершится 20 ноября.

Также в рамках дополнительной эмиссии компания 15 июня завершила сбор заявок по преимущественному праву. Цена приобретения акции также составила 250 руб. Все существующие акционеры ПАО «ЕвроТранс» направили заявки на приобретение 4,8 млн акций на сумму 1,2 млрд руб.

Всем новым участникам IPO (как во внебиржевом порядке, так и в рамках биржевого размещения) адресована безотзывная оферта, которая позволяет приобрести в апреле и июне 2024 г. дополнительные бумаги по цене первичного размещения (250 руб.) из расчета одна акция на шесть имеющихся в объеме оставшихся в распоряжении у акционера на январь и май соответственно.

Все новые собственники, купившие акции в ходе IPO, также получат право на получение дивидендов по итогам девяти месяцев 2023 г. Совет директоров ПАО «ЕвроТранс» утвердил новую дивидендную политику 14 октября 2023 г.: компания планирует выплачивать дивиденды акционерам не реже чем четыре раза в год. За девять месяцев 2023 г. совет директоров рекомендовал выплату в размере 8,88 руб. на акцию. Дивиденды получат акционеры, которые будут владельцами акций на 10 декабря 2023 г. Такой размер предполагает дивидендную доходность 3,5% от цены размещения, по сути, акционеры, купившие акции до 10 декабря 2023 г., получат такую доходность менее чем за два месяца, что будет неплохим дополнительным заработком для инвестора, считает партнер Capital Lab Евгений Шатов. Дивиденды будут выплачиваться ежеквартально. С 2023 по 2025 г. компания будет делиться с акционерами не менее чем 75% прибыли, дальше – от 40%.

Окончательный размер биржевого и внебиржевого размещения в рамках IPO будет определен по результатам сбора всех заявок. Он ограничен предельным размером зарегистрированной ЦБ дополнительной эмиссии в количестве 106 млн акций, что составляет 100% от находящихся в обращении бумаг. То есть их количество может удвоиться. Судя по внебиржевому этапу, IPO ПАО «ЕвроТранс» может стать крупнейшим в этом году. Ближайшие преследователи – это производитель ПО группа «Астра» и ритейлер Henderson, которые привлекли 3,5 млрд и 3,8 млрд руб. соответственно.

У компании неплохие перспективы, поэтому участие инвесторов в IPO может стать прибыльным вложением средств, считает Шатов. Результаты компании за первое полугодие 2023 г. по международным стандартам отчетности (МСФО) указывают на впечатляющий рост. Чистая прибыль за шесть месяцев составила 1,4 млрд руб., EBITDA (прибыль до вычета процентов, налогов, износа и амортизационных отчислений) за этот период удвоилась до 4,4 млрд руб. Продажи подскочили год к году на 212% до 45,5 млрд руб.

Рост продаж связан как с оптовой торговлей, так и с другими статьями, обращает внимание Шатов: розничные продажи топлива выросли на 39% до 9,6 млрд руб., а «прочие», включая высокомаржинальную торговлю в кафе и магазинах при АЗС, – на 61% до 2,1 млрд руб. Значительную часть валовой прибыли компания получает от кафе и продажи продуктов питания на своих заправках, добавляет финансист Константин Церазов. По его словам, это выглядит позитивным моментом, учитывая планы компании по масштабным инвестициям в зарядки для электрокаров. Электрокары заряжаются дольше автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), что побуждает их владельцев зайти в кафе при заправке, объяснил эксперт. Кроме того, сам по себе бизнес зарядки электрокаров значительно более высокомаржинален, нежели бизнес по заправке автомобилей с ДВС, добавил Церазов. По его мнению, планы компании по расширению этого направления создают предпосылки для значительного увеличения выручки и прибыли.

Однако ориентация на заправки электрокаров создают риски, связанные с тем, что ожидания компании по росту числа таких автомобилей по России в целом может не оправдаться, но в Московском регионе в частности, где в основном расположены АЗС компании, прогнозная положительная динамика сохранится, продолжает Церазов. Кроме того, компания несет долговую нагрузку, однако большая ее часть – это долгосрочные (15-летние) лизинговые обязательства.

Долговая нагрузка ПАО «ЕвроТранс» остается высокой, соглашается аналитик «БКС мир инвестиций» Рональд Смит, однако ключевой коэффициент чистый долг/EBITDA с учетом лизинговых обязательств снизился в первом полугодии с 4,5х до 4,2х. ПАО «ЕвроТранс» также разместило в 2023 г. облигации на 10,2 млрд руб. Привлеченные средства компания направила на погашение текущего долга (3,4 млрд руб.), выкуп одной станции из лизинга (500 млн руб.), ребрендинг (1 млрд руб.), увеличение оборотного капитала (5,3 млрд руб.) и увеличение бензовозного парка.

У компании есть план развития, который в рамках ближайших нескольких лет включает три основных направления: увеличение числа станций для зарядки электромобилей, расширение сети АЗС – с 55 на настоящий момент до 63 к 2026 г., а также модернизацию существующих АЗК в новые универсальные АЗК, включающие быстрые ЭЗС мощностью не менее 150 кВт и газовые модули. Успешная его реализация может привести к росту финансовых показателей, уверен Шатов. В частности, по итогам 2023 г. менеджмент ожидает не менее 100 млрд руб. выручки (+20% п/п) и не менее 10 млрд руб. EBITDA (+27% п/п). Компания прогнозирует рост не только в оптовой торговле, но и во всех сегментах бизнеса. В ее активах есть также нефтебаза, бензовозный парк, завод по производству незамерзающей стеклоомывающей жидкости, фабрика-кухня, рестораны и кафе при АЗК.

Бизнес компании практически не зависит от цен на нефть, так как она не является частью вертикально интегрированной нефтяной компании, покупает нефтепродукты по большей части на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже и продает их со своей маржей, говорит Церазов. Компания ориентируется на платежеспособный Московский регион, добавляет он.