Какие тренды в корпоративных финансах будут актуальны в 2025 году
Компании станут вкладывать деньги в фондовый рынок и искусственный интеллектЧетыре наиболее ярких тренда в корпоративных финансах на 2025 г.: сокращение кредитования компаний на фоне сохраняющихся высоких ставок; фокус внимания казначейств на управление свободной ликвидностью при помощи новых инструментов; крупные инвестиции в искусственный интеллект и разработку инновационных продуктов, а также переход к продуктовому подходу в управлении компанией ‒ обозначили эксперты в ходе мероприятия из цикла встреч «Т-Бизнес клуба» с финансовыми директорами, которые проходят в Центральном университете.
2025 г. будет непростым, отметили все спикеры мероприятия, поэтому необходимо быть готовыми к его вызовам. А их будет достаточно, начиная с общего состояния российской экономики и рынков с их реакцией на сверхвысокие ставки, снижение сырьевых цен и необходимость поддерживать баланс бюджета в ситуации замедления роста, указала главный экономист брокерского подразделения банка «Т-Инвестиции» Софья Донец. «Год завершается с ростом российской экономики на 4%, это примерно в четыре раза больше, чем было в среднем за последние 15‒20 лет в России. Но сейчас можно констатировать, что мы вышли на плато и даже уже прошли разворот на замедление роста», ‒ сказала она.
Донец отметила неоднородность состояния отраслей российской экономики: двукратный рост показали промышленность, связанная с оборонно-промышленным комплексом (ОПК), финансовый сектор и ИТ, в то же время остальные сектора не превысили 1,5% в общем объеме роста ВВП.
Аналитик также описала тенденцию на продолжение подстройки бюджета и рынка труда к «новой реальности» тотальных санкций и других объективных экономических сложностей, в которой четвертый год живет Россия. «Согласно планам, расходы бюджета в 2025 г. будут расти заметно медленнее предыдущих лет и медленнее налоговых поступлений. Повышение расходов становится все более дорогим. Те три трлн руб., которые три года подряд поступали из накопленных в «хорошие годы» средств, в том числе Фонда национального благосостояния, в 2025 г. будут добираться налогами. То есть, если в предыдущие два года половина роста ВВП (по 2% из около 4% г/г) была обеспечена бюджетным импульсом (от бурного роста расходов при умеренном изменении налоговой нагрузки), то в следующем году вклад этого импульса составит только 0,5% роста», ‒ уточнила она.
Что касается инфляции и сопутствующих ей высоких ставок, то в базовом сценарии от «Т-Банка» ключевая ставка ЦБ после прохождения текущего пика в 21% и паузы может перейти к снижению еще до середины 2025 г. Это будет происходить по мере торможения кредитования и экономической активности (признаки начала которого уже заметны), а затем и инфляции.
Пространство для снижения ставки к нормальным уровням существенное, в течение года возможно вернуться к уровню ниже 15%, считает Донец. Более жесткий вариант предполагает увеличение ключевой ставки до 25‒26% и ее отложенное снижение. Такой сценарий возможен прежде всего при реализации внешних шоков, которые могут привести к девальвации рубля и дестабилизации ожиданий. «Сложившиеся внутренние и внешние факторы предрекают нам сложный 2025 и даже 2026 гг. с точки зрения роста экономики. Но наступает удачный период для тех компаний, которые успели накопить кэш и не успели набрать кредитов», ‒ резюмировала Донец.
Например, компании, у которых к концу прошлого года образовались свободные средства, смогли заработать на инвестициях в биржевой овернайт на период новогодних праздников, не «замораживая» их надолго. В периоды длительных выходных многие бизнесы ставят свою деятельность на паузу и готовятся нести убытки, связанные с многодневным затишьем. Однако даже за несколько дней можно заработать доход на уровне ключевой ставки. Так же, скорее всего, эти компании поступят и в период майских праздников, на которые снова выпадет несколько выходных дней подряд, отмечают эксперты «Т-Бизнес Клуба».
Роль фондового рынка будет расти
О необходимости для финансовых дирекций в сложившихся условиях внимательно отнестись к политике привлечения внешнего финансирования говорил вице-президент «Т-Банка» и глава «Т-Инвестиций» Дмитрий Панченко. Он упомянул политику Банка России, которая направлена на торможение кредитования, и его риторику, призванную повысить заинтересованность компаний в инструментах фондового рынка. «Корпоративное кредитование будет сжиматься, и здесь на помощь приходят инвестиционные инструменты. Наша задача как представителей рынка переводить компании на долевое, долговое финансирование, так как это оказывает меньше влияния на рост инфляции», ‒ подчеркнул Панченко.
Трендом 2025 года CEO «Т-Инвестиций» назвал растущее внимание корпоративного сектора к традиционным фондовым инструментам: акциям и облигациям ‒ как в части привлечения средств для финансирования бизнеса, так и в части получения дополнительного дохода от размещения свободной ликвидности. Кроме того, он уверен, что в 2025 г. значительно усилится интерес корпоративных клиентов к рынку цифровых финансовых активов (ЦФА). «Здесь мы видим больше перспектив, чем на рынке бондов», ‒ заключил Панченко.
Продуктовый подход придет на смену проектному управлению
«В сфере бизнеса происходит многое. Меняется среда. Под влиянием новых технологий меняется операционная модель компании, внедряется так называемый продуктовый подход. Часть компаний уже перестроилась, часть только задумывается об этом. Успешное внедрение продуктового подхода позволяет существенно повысить скорость продуктовых изменений, что позволяет организациям за короткий срок нарастить продажи», – сказал директор Центра бизнес-образования и аналитики Центрального университета, партнер-эксперт компании «Яков и партнеры» Илья Иванинский.
Продуктовый подход становится наиболее актуальным в ситуации высокой неопределенности, которая в этом году станет только повышаться, согласна руководитель направления продуктовой трансформации «Т-Банка» Мария Радькова. Продуктовый подход меняет предмет диалога об эффективности бизнеса: с продуктовыми менеджерами можно взаимодействовать в контексте экономики предприятия или юнит-экономики, рассказывает эксперт. «Ответственность за финансовые показатели несут конкретные продуктовые стримы во главе с их лидерами, выстраивается взаимосвязь влияния каждой команды с помощью метрик – это позволяет сфокусировано достигать цели и не размывать границы ответственности при принятии решений», ‒ отмечает она.
В продуктовом подходе акцент на создании продуктов, которые будут востребованы у клиентов. Для этого делается большой упор на выявление их потребностей и желаний, а также итеративный процесс разработки для получения регулярной и быстрой обратной связи, говорит Радькова. Инструменты продуктового подхода позволяют стартовать с самой нулевой точки, когда еще не возникли идеи, не ясна проблематика, и в конечном результате прийти к созданию нового продукта, нового клиентского опыта или вообще нового рынка, описывает она принцип работы.
«Мы оказываемся на территории исследований, тестируем гипотезы с целью поиска точек роста бизнеса, улучшения продуктов и клиентского опыта», ‒ пояснила Радькова. По ее словам, в подходе непрерывного тестирования гипотез требуется поддержка со стороны финансовой дирекции в обеспечении гибкого бюджетирования и детализированной отчетности для оценки эффективности.
Руководитель продуктового направления интернет-эквайринга «Т-Банка» Максим Макаров обозначил подход при формировании таких команд, как «матричная структура», в рамках которой привлекаются специалисты разных профилей из сервисных команд компании. Он также отметил необходимость участия в продуктовой команде представителя финансового подразделения.
«Самое главное в продуктовом подходе – это фокус. Вы собираете команду вокруг стратегической цели. У продуктовой команды есть право на ошибку. Необходимо научиться признавать, что не получилось, и делать по-другому», ‒ подчеркнул Макаров. Финансовые директора могут участвовать в продуктовом подходе через работу с юнит-экономикой. Через понимание стратегического развития продукта, участие в оптимизации продуктового портфеля, оптимизации затрат на ресурсы.
Он дает компании гибкость и новый взгляд на клиентов, а фокус на нем финансовых подразделений ‒ возможность его реализовать, считают эксперты.
Искусственный интеллект как вызов
Одним из важных вызовов 2025 г. для финансовых дирекций компаний станет развитие и внедрение искусственного интеллекта (ИИ), считают участники организованной «Т-Бизнесом» дискуссии.
Иванинский отметил, что полный экономический потенциал ИИ в России к 2028 г. составит 22–36 трлн руб., а во всем мире может составлять $17–26 трлн США в год. Но для получения этого эффекта потребуются инвестиции и слаженная работа команд в организациях.
Директор Центра ИИ «Т-Банка» Виктор Тарнавский описал, как работает, получает финансирование и зарабатывает Центр искусственного интеллекта в банке: «Самые бизнесовые направления применения ИИ – это оптимизация деятельности операционных подразделений (поддержка, продажи, представители). Также есть рекомендательные и скоринговые модели – то, что называется «модели по пользователям». Есть и третье направление, на котором мы не очень много зарабатываем, но за счет него мы улучшаем свои продукты. Оно называется «пользовательский опыт».
По словам Тарнавского, подразделение ИИ в «Т-Банке» насчитывает около 800 человек, при этом банк много инвестирует и в вычислительные мощности, но все вложения в это направление «возвращаются в банк». Финансисты компании работают в каждой продуктовой команде, занятой в подразделении искусственного интеллекта, они участвуют в принятии в том числе ресурсных и продуктовых решений, чтобы вовремя предугадать потребности. Трендом 2025 г. станет внимание финансистов к такой модели бюджетирования, расчета вложений и возврата инвестиций в ИИ.
Тарнавский также рассказал о продуктах на основе ИИ, которые будут в фокусе внимания в 2025 г. Это системы управления интерфейсами, приложения для создания «более осмысленного» видеоконтента и агентские системы (в маркетинге, бухгалтерии, контентных подразделениях), которые «будут заменять людей на определенных участках работы, сами определяя план действий и реализовывая его».
Говоря о главных рисках повсеместного внедрения ИИ, директор по продукту Центрального университета Иван Стельмах отметил, что крупные платформы (такие, как Google, Facebook