Как банковские гарантии помогают росту бизнеса
Почему в нынешних условиях этот инструмент актуален как никогдаВ непростых экономических условиях бизнес ищет новые точки роста. И путь ко многим из них связан с получением банковской гарантии. Этот инструмент востребован во всех сферах бизнеса и нужен для участия в тендерах, заключения контрактов с новыми клиентами, расширения сотрудничества со старыми контрагентами, отсрочки уплаты пошлин, а также для быстрого возврата налога на добавленную стоимость (НДС), который можно пустить в оборот.
Часто компания вспоминает про оформление гарантии в последний момент, когда детали уже согласованы и сделка может вот-вот состояться. Непредвиденные формальности и бюрократические преграды ‒ то, что совсем не нужно в этот момент. Именно эту проблему решает оформление банковской гарантии онлайн. «Сбер» предоставляет все виды банковских гарантий, принятых в международной и российской банковской практике, закрывая потребности небольших и крупных компаний. В статье мы расскажем о том, как инструмент гарантий помогает компаниям наращивать бизнес, не прибегая к дорогим кредитам и не отвлекая собственные средства из оборота.
Гарантия комфорта
Одним из направлений деятельности «Сбера» являются гарантийные операции. Банковская гарантия служит подтверждением, что подрядчик выполнит свои обязательства перед заказчиком. Банковская гарантия позволяет компании избежать изъятия средств из оборота, что особенно важно для поддержания непрерывности бизнес-процессов, в отличие от денежного обеспечения контракта, которое требует замораживания значительных сумм на весь период выполнения обязательств. В некоторых случаях этот инструмент выгоднее и удобнее для клиента: комиссия за выдачу гарантии гораздо ниже, чем ставка по кредиту, особенно при рекордно высоком значении ключевой ставки в 21%.
Банковские гарантии используются в самых разных сферах экономики: они нужны компаниям, участвующим в тендерах и госзаказах, строительным фирмам, поставщикам оборудования, а также экспортерам и импортерам.
Существует несколько видов гарантий, к примеру, тендерная. Она используется в сфере госзакупок и тендеров, где устанавливаются строгие требования к участникам. Наличие гарантии открывает средним и крупным компаниям доступ к большему количеству торгов, объем которых за последние несколько лет существенно возрос под влиянием процессов импортозамещения, запуска крупных инфраструктурных проектов и ухода с российского рынка западных вендоров. К примеру, в тендерных закупках компания-победитель должна внести в качестве залога примерно 10-20% от суммы контракта и держать эти средства на специальном счете в течение всего срока действия договора. Вместо этого она может воспользоваться банковской гарантий и не замораживать оборотные средства для обеспечения сделки, а направить их на развитие производства.
Спросом у бизнеса пользуются и другие виды гарантий. К примеру, таможенная гарантия необходима участникам внешнеэкономической деятельности. Она используется в случаях, когда компании необходимо временное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, например при импорте товаров или работе с акцизной продукцией. Альтернативой таможенной гарантии может стать внесение залога на счет таможенного органа, но этот вариант менее удобен, так как требует заморозки значительной суммы денег и ограничивает оборотный капитал компании.
Используя таможенные гарантии, клиенты получают возможность ускорить процесс таможенного оформления товаров, не изымать средства из оборота и не замораживать их на счетах таможенных органов на длительный срок. Гарантия в пользу налоговых органов дает возможность быстро получить возмещение НДС до завершения камеральной налоговой проверки и сразу использовать возмещенную сумму в финансово-хозяйственной деятельности. Акцизная гарантия позволяет компаниям получить отсрочку по оплате акцизных марок. В портфеле «Сбера», помимо классических гарантий, есть также гарантии, предусмотренные экспортно-импортными контрактами, и гарантии исполнения предложения по выкупу ценных бумаг.
В один клик
Цифровизация выдачи банковских гарантий экономит время и снижает издержки клиентов, делая электронные гарантии востребованными. Они лишены региональных ограничений, позволяя компаниям выбирать любой российский банк с выгодными условиями. С 2024 г. банки начали оформлять и отправлять налоговые гарантии онлайн, ускорив возврат НДС. Отправкой таких гарантий занимается банк, а не сам клиент. «Сбер», к примеру, взаимодействует с Федеральной налоговой службой (ФНС) через собственную платформу для цифрового документооборота.
Клиенты «Сбера» могут оформить электронную гарантию, не посещая офис. Достаточно зайти в свой личный кабинет в интернет-банке «СберБизнес» и заполнить заявку, а при необходимости ее поможет заполнить менеджер. Банк примет решение моментально, а документацию на подпись клиенту пришлют в течение семи минут. Получить гарантию можно в электронном виде, а если клиенту она потребуется в бумажном виде, банк обеспечит курьерскую доставку или передачу документа в одном из офисов.
Цифровизация гарантий
Еще несколько лет назад процесс выдачи гарантии проходил в несколько этапов и занимал длительное время: компания должна была собрать внушительный пакет документов, в том числе информацию о контракте, учредительные и финансовые документы, затем эти данные передавались в банк, чтобы тот проанализировал риски и вынес решение. Только потом стороны заключали договор, гарантия вносилась в специальный реестр. Внедрение цифровых технологий значительно упростило этот процесс.
В «Сбере» для принятия решения не требуется документов, исключение составляют гарантии в пользу ФНС, где нужна только налоговая декларация, которую клиент подает в налоговый орган в рамках возмещения НДС. Крупным клиентам «Сбер» также выдает гарантии онлайн в рамках индивидуально рассчитанных персональных предложений. Банк предварительно проверяет клиента на все стоп-факторы, рассчитывает по нему модель, а искусственный интеллект анализирует информацию и устанавливает лимиты.
Еще одно преимущество электронной гарантии ‒ упрощенный формат подписания документов, когда клиенту достаточно подписать заявление о присоединении к общим условиям и направить необходимые параметры сделки в виде оферты в банк. Это сокращает объем документации, которую получает и обрабатывает клиент, и как следствие, экономит время на выпуск гарантии.
АРХИВ