Российские компании выходят на новые рынки

Представители бизнеса и власти обсудили тренды, особенности и перспективы российской внешней торговли
Вартан Айрапетян

28 ноября 2023 г. участники четвертой встречи «ВЭД-клуба» «Ведомостей» обсудили, с кем Россия будет вести бизнес в ближайшие годы и как ей выстраивать технологический суверенитет, чтобы получить конкурентные преимущества в мировой торговле. Главное, о чем они говорили, – в материале «Ведомости. Капитал».

Российская внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) похожа на «американские горки»: то взлетаем, то падаем», – говорит Денис Руденко, управляющий партнер адвокатского бюро «РИ-консалтинг». Спустя полтора года действия санкций недружественных стран российские участники ВЭД по-прежнему сталкиваются с трудностями, но научились преодолевать их. Отечественным компаниям сложно выходить на новые рынки и выстраивать логистику, сохраняется зависимость от импортных технологий, сырья и комплектующих.

Сергей Емельянович, первый заместитель начальника главного управления Федеральной таможенной службы (ФТС), отметил, что его ведомство упростило государственный контроль при пересечении границы для 12 000 компаний, в отношении которых меры таможенного контроля применяются в минимальном объеме. Такое стало возможно благодаря перенастройке систем управления рисками. Эти организации ввозят больше половины грузов на территорию России. За 2022 г. бизнес освободили от уплаты импортной пошлины на общую сумму более 400 млрд руб., добавил Емельянович. С Китаем, Турцией, Азербайджаном, Ираном, Сирией, Узбекистаном сейчас работает упрощенный таможенный коридор, продолжил он. Заключены соглашения о взаимном признании института уполномоченных экономических операторов с Китаем и Ираном. Подписан трехсторонний меморандум об упрощении транзитных перевозок между таможенными службами России, Ирана, Азербайджана, финализировал представитель ФТС.

Сергей Черемин, министр правительства Москвы, руководитель департамента внешнеэкономических и международных связей города, подтвердил, что «структура лидеров внешнеторговой деятельности» с начала СВО изменилась: «Если раньше превалировали страны Евросоюза, то сейчас лидирует Китай. По итогам года Москва ожидает, что внешнеторговый оборот столицы с Поднебесной достигнет $100 млрд (России – $220-230 млрд, сообщил президент России Владимир Путин на ежегодной онлайн-пресс-конференции). На второе место вышла Турция, а на третье – Индия с оборотом около $11 млрд».

Сергей Иванов, исполнительный директор компании «Эфко», поделился опытом работы с Африкой. Этот рынок, на его взгляд, через некоторое время займет первое место в мире по производству и потреблению продуктов питания. Если резюмировать его выступление, то, несмотря на риски, торговать в регионе можно. Однако в этом случае российский оператор должен взять на себя большую часть работы. «В Африке нет компаний, которые сделают все «под ключ» (в плане логистики и т. д.), вам придется контактировать со множеством мелких трейдеров», – поделился Иванов. «Эфко» удалось наладить поставки в Россию орехов ши, которые собираются в Африке вручную. Они служат сырьем для изготовления эквивалента масло какао. По словам Иванова, сотрудничество с Египтом компания пока отложила – из-за «культурологических сложностей». В странах «глобального Юга» (развивающиеся страны Африки, Азии и Латинской Америки) существует особый менталитет и свое, отличное от европейского, понимание бизнеса с иностранными контрагентами, полагает исполнительный директор «Эфко». Поэтому Сергей Иванов, опираясь на свой опыт, предостерегает российские компании от того, чтобы вести себя в этих регионах «как слон в посудной лавке».

Анна Новикова, начальник управления разработки развития продуктов ВЭД «Альфа-Банка», рассказала, что, следуя общему тренду, банк полностью пересмотрел линейку инструментов и сервисов для участников внешнеэкономической деятельности. В частности, теперь клиенты могут проводить взаиморасчеты с иностранными контрагентами в национальных валютах дружественных стран и стран СНГ, которые сейчас активно используются в расчетах. Речь не только про индийские рупии и китайские юани, но и таджикские сомони и киргизские сомы. Безусловным лидером экспортно-импортных операций стал Китай. Со $150 млрд в 2021 г. внешнеторговый оборот России с Китаем дошел до $176 млрд по итогам трех кварталов 2023 г., а к концу года может превысить $220 млрд. «По структуре китайский импорт примерно равен экспорту (Федеральная таможенная служба России временно приостановила публикацию статистики по товарообороту с апреля 2022 г. – «Ведомости. Капитал»). С юанем довольно комфортная ситуация с точки зрения валютной ликвидности и для банка, и для компаний. 75% всех расчетов России с Китаем осуществляется в юанях», – отметила Новикова.

Сотрудничество крупнейших китайских и российских телекоммуникационных компаний позволит оцифровать внешнеторговый документооборот, в пилотном проекте которого участвует «Альфа-Банк». Уже в 2024 г. клиенты смогут из личного кабинета отправить китайскому контрагенту практически любой юридически значимый документ с электронной подписью.

Кроме юаней наиболее популярными у российского бизнеса валютами для расчетов в ВЭД являются белорусские рубли, казахские тенге и набирающая обороты индийская рупия. Индия, помимо «классической фармацевтики, чая и риса, стала поставлять в Россию также строительные материалы и даже сантехнику». Все чаще российские предприниматели ищут поставщиков на индийских рынках: «На 2-3 недели уезжают [в Индию], возвращаются уже с новыми контрактами».

Повышение ликвидности юаня и переход на платежи в этой валюте позволяет банковскому сектору исключить из внешнеторговых цепочек финансовых посредников, снизив тем самым риски контрагента для бизнеса.