ВТБ представил новую стратегию на 2024–2026 годы
До конца 2026 г. ВТБ намерен нарастить базу активных клиентов-физлиц до 35 млн человек, увеличить долю рынка по активам до 18% и получить чистую прибыль до 650 млрд руб. Об этом объявили председатель правления банка Андрей Костин и первый зампред Дмитрий Пьянов на встрече с участниками Консультационного совета акционеров, аналитиками и журналистами в рамках Стратегической недели ВТБ.
«Изменения минувших лет формируют новые возможности, а значит и новые ориентиры для команды ВТБ. Мы намерены существенно усилить наши позиции в регионах, сделать банк доступным для 100 млн жителей России, поддержать значительный инвестиционный спрос экономики на локализацию производств, перестройку логистики и развитие инфраструктуры, а также обеспечить надежное сопровождение внешнеэкономической деятельности», ‒ сообщил Костин.
Топ-менеджеры подчеркнули, что в ближайшие три года ВТБ уделит особое внимание повышению доступности услуг, расширению и обновлению сети отделений, укреплению позиций в регионах, консультированию всех категорий клиентов на основе передовых технологических решений. Фокус будет сделан и на развитие семейного обслуживания. Планируется, что в результате услугами банка будут активно пользоваться 35 млн человек.
По данным ЦБ, низкая доступность и неравенство доступа к банковским услугам в стране являются одним из главных вызовов для банковского сообщества.
Ожидается, что объем рублевых сбережений розничных клиентов ВТБ вырастет почти вдвое: с нынешних 6,2 трлн руб. до более чем 11 трлн руб. к концу 2026 г. Это позволит банку превысить долю в 21% на рынке рублевых сбережений физлиц.
По словам Пьянова, повышение эффективности каналов привлечения и обслуживания клиентов ‒ один из четырех компонентов системного подхода, который ВТБ планирует применить в рамках своей стратегии. Второй компонент ‒ это разработка новых продуктов и услуг, способствующих увеличению продаж. Кроме того, большое внимание банк уделяет построению эффективной организационной структуры, в том числе на фоне текущих интеграционных процессов внутри группы. Наконец, кредитная организация планирует совершенствовать систему управления рисками и капиталом, которая будет способствовать финансовой устойчивости и дальнейшему росту.
«Основными драйверами прибыли мы видим рост чистых процентных и комиссионных доходов на фоне адаптации российской экономики к санкционным ограничениям и восстановления потребительского спроса», ‒ сказал Пьянов. По прогнозу, в 2024 г. чистая прибыль банка должна составить 435 млрд руб. после 432 млрд руб. в 2023 г. Уже в 2025 г. показатель увеличится до 520 млрд руб., в 2026 г. ‒ примерно до 650 млрд руб.
В 2025 г. банк планирует вернуться к выплате дивидендов, приостановленной в 2021 г. (по итогам 2020 г.). Костин осторожно допустил, что если результаты будут лучше ожидаемых, то ВТБ может выплатить дивиденды и по итогам 2024 г. Пьянов отметил, что в ближайшие три года банк сохранит существующую структуру капитала по двум типам акций.
«С привилегированными акциями ничего не произойдет. Мы воспринимаем привилегированные акции как часть нашего капитала. И как в прошлом, когда возобновится выплата дивидендов, скорее всего, распределение дивидендов будет с одинаковой дивидендной доходностью по всем классам акций, ‒ сказал первый зампред.
В ближайшие годы ВТБ продолжит поддержку и финансирование крупных инвестиционных проектов. Внимание будет сконцентрировано в том числе на импортозамещающих проектах с высокой степенью локализации, сообщил Костин. Он подчеркнул, что клиентская база среднего и малого бизнеса уже превысила 1 млн.
Особое внимание ВТБ намерен уделить внешнеэкономической деятельности. Банк планирует увеличить объемы расчетов в национальных валютах с дружественными странами. Кроме того, кредитная организация планирует развивать финансовую систему «глобального Юга». Это вопрос «здоровья» российской экономики в целом, подчеркнули на встрече. Важной задачей банк считает участие в развитии и продвижении защищенной инфраструктуры расчетов со странами своего присутствия.
Кроме того, среди целей кредитной организации ‒ развитие технологической платформы как одного из элементов технологического суверенитета России. Ключевыми приоритетами в этом вопросе станут переход на отечественное программное обеспечение и внедрение в работу банка решений на основе искусственного интеллекта.