Какие сервисы банки предлагают бизнесу для эффективной работы

Среди них – решения для участия в госзакупках и выстраивания отношений с клиентами
gorodenkoff.com / iStock

В конкурентной борьбе за клиентов-предпринимателей банки предлагают им большое количество высокотехнологичных решений. Шагнув далеко за пределы электронного документооборота и ведения бухгалтерии, банки вводят автоматизированные сервисы для участия бизнеса в госзакупках и настраивании контента на различных площадках

Технологии уже давно стали фактором выживания и успеха на рынке банковских услуг: чем больше банк помогает клиенту сэкономить времени и сил, тем больше тот готов заплатить за содействие в достижении его результата и тем более он лоялен. Поэтому у большинства российских кредитных организаций для бизнеса есть отдельные приложения или платформы. Через них банки стараются предложить малому и среднему предпринимательству различные высокотехнологичные сервисы, чтобы упростить их рутинные задачи и помочь эффективнее вести дела.

Использование технических решений позволяет банкам оптимизировать трудозатраты сотрудников, ускорить обслуживание клиентов и процессы внутри банка, а также снижает вероятность операционных ошибок и сбоев из-за человеческого фактора, отмечает представитель ВТБ.

Помощь с документами

Один из основных функционалов, предлагаемых банками бизнесу, – это помощь с ведением различных документов, их обменом с партнерами, составлением отчетностей, в том числе бухгалтерских. В Сбербанке есть бесплатный пакет услуг для предпринимателей, в который входит онлайн-бухгалтерия, электронный документооборот и консультация юриста по телефону или в чате. В частности, сервис электронного документооборота позволяет клиентам вести обмен документами, в том числе и юридически значимыми, со своими партнерами.

В интернет-банк «Уралсиб» интегрирован автоматизированный сервис для ведения бухгалтерии «Мое дело». Он дает клиентам единую точку доступа как к сервисам самого банка, так и к сервису бухгалтерии, а также позволяет бесшовно синхронизировать данные по операциям между двумя системами, обмену платежными поручениями и выписками. «Норвик банк» предлагает клиентам различные интеграционные решения, особенно в части сбора и обогащения данных, говорит директор по продажам и маркетингу Игорь Розанов. Сюда он относит, например, автоматизированные проверки по данным из открытых источников – анализ кредитной истории, проверка контрагентов и т. д.

Банковские гарантии и госзакупки

Большой блок сервисов направлен на быстрое получение банковских гарантий и помощь с участием в закупках. У ВТБ есть отдельная платформа для участия в закупках, которая также предлагает подробный отчет о контрагентах для оценки рисков работы с ним. Информация собирается из данных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ и ЕГРИП), ФНС, банка решений арбитражных судов, единой информационной системы госзакупок, также на платформе реализован информационный обмен с порталом поставщиков г. Москвы и витриной закупок корпорации МСП, поясняет представитель ВТБ.

Для участия в госзакупках на электронных торговых площадках бизнес должен иметь специальный счет, который могут открывать только банки из перечня правительства, говорит вице-президент банка «Дом.РФ» Николай Козак. Благодаря интеграции банка «Дом.РФ» с банком «Точка» его клиенты-предприниматели могут открывать счета, даже не выходя из своего онлайн-банка, отмечает он: все управление проходит в едином интерфейсе «Точки», а банк «Дом.РФ» выступает «бэком», связывая со всеми площадками проведения госзакупок. После внедрения такой технологии открыли спецсчета и участвуют в госзакупках уже более 20 000 предпринимателей, говорит Козак.

В банке «Уралсиб» для взаимодействия с МСП по выпуску банковских гарантий в рамках госзакупок используется полная автоматизация процесса и электронный документооборот, что позволяет клиенту оперативно получить гарантию из любого уголка страны, говорит его представитель. Весь процесс занимает в ряде случаев максимум 15–20 мин и позволяет оперативно поучаствовать в государственной закупке и получить выгодный контракт, добавляет представитель банка. С помощью таких технологий «Уралсиб» научился выпускать более 1000 гарантий в день и нарастил клиентскую базу.

Помощь в работе с клиентами

Еще одним из важных сервисов для предпринимателей является блок решений, который помогает выстраивать отношения со своими клиентами, настраивать платежи и упрощать работу на различных площадках. У Сбербанка есть целый ряд предложений для бизнеса из сфер оптовой, розничной и интернет-торговли, услуг, транспорта, ЖКХ и недвижимости. Например, решение для онлайн-торговли помогает продавцам с помощью инструментов управления торговлей на маркетплейсах изменять цены, остатки, создавать единую ленту всех заказов, говорит представитель «Сбера». Также решение позволяет создать сайт-визитку за 5 мин с помощью искусственного интеллекта (ИИ) с возможностью подключения онлайн-оплаты. Кроме того, в данное отраслевое решение интегрированы ИИ-инструменты, которые помогают генерировать описания карточек товара, а также отвечать на вопросы и отзывы от клиентов, добавляет он. В сервис встроена CRM-система (управление клиентской базой) для обработки заявок и заказов: она помогает вести проекты, не терять лиды, видеть все стадии согласования документов и прохождения сделок, поясняет представитель Сбербанка.

Также банк предоставляет предпринимателям платформу для создания умных ассистентов и автоматизации общения с клиентами на сайте, в соцсетях и мессенджерах. По словам представителя «Сбера», решение содержит готовые шаблоны для настройки бота под разные отрасли, например для торговли, управляющих компаний и ЖКХ, медицинских центров и др. Внедрить такого бота у себя достаточно легко, он поможет предпринимателю не терять клиентов из-за долгого ожидания ответа, отмечает он.

«Сбер» предлагает и сервисы, с помощью которых клиенты могут продвигать свой бизнес в различных каналах из единого рабочего кабинета без привлечения профильных специалистов и не вникая в тонкости запуска рекламных кампаний на разных площадках.

Похожие сервисы есть у ВТБ и «Тинькофф». ВТБ предоставил бизнесу возможность использовать готовые плагины для всех основных систем управления контентом, платежные виджеты для быстрой интеграции клиентов по электронной коммерции, выставления счета в интернет-банке. Также клиентам ВТБ доступны сервисы онлайн-резервирования счета и упрощенная процедура его открытия. Благодаря интеграции с государственными системами банк запрашивает минимальный пакет документов, а остальные необходимые данные «подтягивает» самостоятельно.

По направлению внешнеэкономической деятельности (ВЭД) ВТБ расширил возможности по трансграничным расчетам через чаты, в том числе c возможностью проведения платежа в валюте и в рублях нерезиденту – при необходимости клиент может проконсультироваться с сотрудником ВЭД.

Банк «Уралсиб» позволяет интегрировать 1С (базы данных) своих клиентов с банковскими сервисами дистанционного обслуживания (ДБО), говорит его представитель. Интеграция включает в себя отправку платежных поручений из 1С в ДБО, запрос выписок из ДБО в 1С. Этот инструмент дает возможность не просто отправить из 1С в ДБО черновик платежа (который потребует отдельного подписания в самом ДБО), но и сразу в 1С поставить подпись и немедленно отправить платеж в обработку, поясняет представитель банка «Уралсиб».

Кредиты

В банках, особенно крупных, выдача кредитов бизнесу давно автоматизирована: подача заявки и получение денежных средств происходит онлайн и без участия сотрудника кредитной организации. Например, в 2022 г. ВТБ внедрил конвейер для кредитования малого бизнеса. Это комплекс собственной разработки, состоящий из нескольких десятков информационных систем, позволяющий как принимать заявки онлайн и без дополнительных документов, так и выносить решение о предоставлении кредита, пояснил представитель банка.

Конвейер кредитных решений есть и в Азиатско-Тихоокеанском банке (АТБ): инструмент автоматизирует процесс подачи, рассмотрения и утверждения кредитных заявок. Благодаря этому сервису представители МСП могут получить предварительное решение всего за несколько минут после онлайн-обращения, а окончательное решение – за 15 мин при сумме до 5 млн руб. или за 2 ч при сумме 20 млн руб., говорит член правления АТБ Ильнур Салихов.

Банк «Дом.РФ» совместно с «Точкой» осенью 2023 г. запустили проект по онлайн-кредитованию для бизнеса через межбанковскую интеграцию на микросервисном технологическом стеке. Сейчас клиенты «Точки» могут получить кредит от банка в режиме онлайн, не выходя из привычного им интерфейса, говорит Козак. При этом не требуется посещения офисов банка, заполнения бумажных документов, а весь процесс полностью бесшовный и проходит без необходимости открывать расчетный счет в банке-партнере и без других скрытых условий, добавляет он. Таким способом уже выдано кредитов более чем на 1,6 млрд руб. для развития бизнеса, делится Козак.