Сначала стулья: как сервисы оплаты долями меняют рынок
По итогам года рынок BNPL может превысить 300 млрд рублейДоля безналичных платежей в розничном обороте в России достигла 85%, а по итогам 2024 г. может дойти до отметки 86-87%, заявляла в октябре первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова. Бизнес адаптируется под потребности клиентов, предлагая своим клиентам в онлайне и в офлайне оплату не только пластиковой картой, но и различными альтернативными методами, начиная с QR-кода, заканчивая оплатой в рассрочку и частями (buy now, pay later ‒ BNPL). По данным сервиса приема онлайн-платежей и переводов «Т-Касса» (от Т-Банка), к 2030 г. на банковские карты будет приходиться 20% оплат, остальные 80% ‒ на альтернативные способы, а каждый магазин будет предлагать клиентам минимум три-четыре варианта оплаты.
Как следствие, разнообразие способов оплаты сегодня становится конкурентным преимуществом для многих магазинов, а также банков-эквайеров и сервисов по приему онлайн-платежей. Одной из наиболее быстрорастущих альтернатив становятся BNPL-сервисы, особенно на фоне возросшего инфляционного давления. По данным «Т-Кассы», в октябре 2024 г. количество покупок, совершенных в магазинах с интернет-эквайрингом от «Т-Кассы» и оплаченных сервисом «Долями», выросло на 23% в годовом выражении. «Ведомости. Капитал» рассмотрели этот платежный сценарий подробнее.
Шопинг без угрызений совести
С помощью BNPL-сервисов пользователь может разбить стоимость товара на несколько частей и выплачивать их поэтапно. Подобные сервисы есть уже у многих крупных банков и IT-компаний, например, «Долями» (Т-Банк), «Сплит» («Яндекс») и «Подели» (Альфа-Банк). По оценкам «Долями», за полгода рынок BNPL в России вырос почти в полтора раза и по итогам 2024 г. может достичь 300 млрд руб.
Покупатели активно пользуются оплатой частями по нескольким причинам. В первую очередь это возможность купить все необходимое, не делая накоплений. «Отсрочка платежа позволяет многим сдвигать оплату за те или иные товары в привязке к датам выплаты заработной платы например. Если где-то не хватает собственных средств, обращаться в банк не нужно, можно сразу получить отсрочку от сервиса», ‒ отмечает профессор департамента бизнес-информатики Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаил Комаров.
На популярности оплаты долями сказывается и психологический фактор: совершить крупную покупку гораздо проще, если единоразово с карты списывается только часть от общей суммы.
Бизнес идет навстречу потребителям и все чаще предлагает возможность оплатить покупку по частям. Причем сделать это сегодня можно не только в магазине, но и, например, в страховой компании или при оплате образовательного онлайн-курса. В «Долями» отмечают, что за девять месяцев 2024 г. число партнеров сервиса выросло на 48% и составляет теперь более 7500 компаний. Это бизнесы из различных отраслей, однако большинство составляют компании из сферы «Одежда и обувь».
Информацию об этом способе оплаты можно увидеть на сайтах брендов, кассах, а иногда и на ценниках. Дело в том, что услуги BNPL-сервисов для бизнеса не менее выгодны, чем эквайринг по обычным картам. Одновременно эта опция позволяет компаниям повышать лояльность клиентов, увеличивать число покупателей, продаж, размер среднего чека. Соответственно, бизнес может больше инвестировать в развитие.
Возможность принимать оплату разными способами повышает конкурентоспособность бизнеса. По словам вице-президента, заместителя директора департамента платежных систем Т-Банка Сергея Хромова, гибкость компании в вопросе оплаты существенно повышает конверсию в покупку: если покупатель сможет оплатить товар комфортным для себя способом, он с меньшей вероятностью откажется от покупки. К тому же комфортный формат оплаты увеличивает лояльность покупателей и положительно сказывается на среднем чеке. С этим мнением соглашается и Комаров из НИУ ВШЭ. «Наличие дополнительных возможностей всегда привлекает больше клиентов, в том числе с разными финансовыми возможностями», ‒ подчеркивает эксперт.
Доли в законе
Несмотря на стремительный рост рынка BNPL и приход туда крупнейших игроков, законодательного регулирования для него пока еще нет. В августе группа депутатов во главе с председателем комитета по финрынку Анатолием Аксаковым внесла в Госдуму законопроект, согласно которому сервисы покупок частями должны регулироваться Центробанком, а данные о покупках свыше 15 000 руб. – попадать в кредитную историю гражданина, как и другие его ссуды. Чтобы передать сведения в Бюро кредитных историй (БКИ), операторы сервисов должны будут идентифицировать клиента, запросив его паспортные данные, СНИЛС и номер телефона. А это, по словам участников BNPL-рынка, сильно утяжеляет продукт и делает его менее удобным для клиента.
Роль регулятора BNPL, согласно законопроекту, закрепляется за Центробанком. В свою очередь, представитель ЦБ отмечал, что регулятор разделяет две модели оплаты частями – платную и бесплатную. Первая должна регулироваться, как кредит, и предоставляться только профессиональными кредиторами. Бесплатную же рассрочку должны предоставлять специализированные операторы, считают специалисты регулятора.
Многие компании поддержали идею законопроекта, но не согласились с методами ее реализации. В частности, представитель сервиса «Долями» отмечает, что считает необходимым регулирование рынка BNPL, но предлагает при этом пересмотреть условия. «Мы считаем, что для BNPL-сервисов достаточный срок рассрочки составляет три месяца. Необходимости в шести месяцах нет, так как эти сроки уже покрывает кредитование. Но лимит, по нашим оценкам, стоит пересмотреть в бОльшую сторону ‒ до 60 000 руб.», – рассказывает руководитель BNPL-сервиса «Долями» Дмитрий Серегин.
Участники рынка отмечали, что в случае принятия законопроекта спрос на услуги BNPL-сервисов может существенно сократиться, так как они потеряют свою привлекательность для потребителя. Так, представитель сервиса «Яндекса» «Сплит» подчеркивал, что введение лимита на бесплатную рассрочку в размере 15 000 руб. повлияет на количество товаров, которые пользователи могут оплатить по частям. «Ведомости. Капитал» направил запросы в «Сплит» и «Подели».
По словам руководителя направления экспертной аналитики «Банки.ру» Инны Солдатенковой, это затронет и банки, и бизнес. «Для банков и платежных сервисов, предоставляющих такие рассрочки, после принятия законопроекта, с одной стороны, есть риск падения маржинальности из-за снижения спроса на такие продукты. С другой же стороны, они берут с продавцов магазинов процент от суммы продаж, который может нивелировать эти потери. А в случае просрочки платежа покупателями они будут защищены неустойкой и будут иметь законную возможность списать такие долги, если они будут безнадежными», ‒ отмечает эксперт.
Как отмечает Солдатенкова, продавцы, скорее всего, столкнутся со снижением продаж, но маловероятно, что оно будет массовым. Солдатенкова подчеркивает, что люди, которые могут планировать свою финансовую нагрузку и имеют хорошую дисциплину, не столкнутся с отказами в оформлении BNPL.
Однако есть и более позитивные прогнозы. Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Роман Пархоменко считает, что документ, если будет принят, все же не отразится на популярности сервисов. «В текущей версии законопроект, скорее, создает для операторов BNPL-сервисов определенные неудобства, но с учетом масштаба основных игроков рынка эти неудобства не столь значительны и едва ли кардинальным образом повлияют на условия для потребителей. А именно условия и определяют популярность сервиса среди пользователей», ‒ подчеркивает эксперт.
В октябре Совет при президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства опубликовал свой отзыв о законопроекте. Совет не поддержал его, отметив, что «жесткие требования и необоснованные запреты» будут тормозить заявленное разработчиками развитие BNPL-сервисов.
Что ждет BNPL
Несмотря на предпосылки к ужесточению регулирования BNPL-сервисов, эксперты дают благоприятные прогнозы об их дальнейшей судьбе. В частности, это связано с тем, что при сохраняющейся высокой ключевой ставке (сейчас составляет 21%) возможность оплаты товаров и услуг долями помогает поддерживать потребительскую активность граждан. Стоимость потребительских кредитов при ставке ЦБ в 21% составляет порядка 27–39,9%, зафиксировали аналитики «Банки.ру» «В условиях сохранения высокой ключевой ставки BNPL-сервисы, как представляется, продолжат пользоваться значительной популярностью у потребителей», ‒ отмечает Пархоменко.
Эксперты также считают, что, помимо оплаты частями, на первый план выйдут и другие похожие сервисы. По прогнозам Комарова из Высшей школы экономики, в ближайшие несколько лет будет наблюдаться рост подобных предложений и форматов покупок в разных областях. На рынке появятся сервисы по совместной оплате, например оплата покупок вместе с друзьями или соседями, когда фактически предлагается совместная доставка покупок в единую географическую локацию.