Интернет-эквайринг готовится к рывку

Основные тренды рынка онлайн-платежей глазами его участников
iStock
iStock

Рынок интернет-эквайринга, онлайн-оплаты товаров и услуг через интернет, ‒ один из самых динамично развивающихся в России. По данным сервиса приема онлайн-платежей и переводов «Т-Касса» от Т-Банка, объем рынка с января по октябрь 2024 г. без учета маркетплейсов увеличился на 17% (до 6,36 трлн руб.), с учетом таких торговых площадок – на 29% (до 10,42 трлн руб.)

Тренду на быстрый рост рынка интернет-эквайринга способствует более глобальная тенденция – увеличение доли безналичных платежей в расчетах. Так, их доля в розничном торговом обороте по итогам 2023 г., по данным Банка России, составила 83,4%, увеличившись за год на 5,3 п. п. К октябрю 2024 г. она выросла до 85%, а по итогам текущего года может достичь 86‒87%, прогнозировала на форуме Finopolis-2024 тогда первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова. «Мы в течение двух ближайших лет выходим на цифру 90%, возможно, 92%. То есть это уровень мировых лидеров с точки зрения развития безналичных платежей в стране», ‒ отмечала она. При этом, согласно исследованию NeoAnalytics, в прошлом году почти 60,2% безналичных платежей за товары и услуги осуществлялось с использованием технологии бесконтактных платежей.

Этой тенденции способствует резкий скачок развития индустрии e-commerce (электронной коммерции). Согласно исследованию Data Insight, по итогам 2023 г. объем рынка только в категории B2C (продажа материальных товаров через интернет) составил 7,9 трлн руб. (+48% год к году), количество заказов достигло 5,15 млрд (+80% год к году). Data Insight прогнозирует рост объема продаж на рынке e-commerce по итогам 2024 г. более чем на треть (+36%), до 10,7 трлн руб. По оценкам «Сберстрахования», в отрасли работает около 800 000 продавцов.

Увеличение числа способов оплаты

Одну из главных особенностей нынешнего витка развития интернет-эквайринга – увеличение количества способов оплаты покупки товара/услуги, отмечает директор продуктов интернет-эквайринга «Т-Кассы» Лариса Мартынова. «Чем больше разнообразных способов оплаты может предоставить магазин, тем удобнее и проще совершать покупки клиентам, а значит, меньше брошенных корзин, выше платежная конверсия и в конечном счете прибыль», ‒ говорит она. Так, в сервисе «Т-Касса» сейчас можно отправлять платежи при помощи карт российских банков Visa и Mastercard, «Мир», систем Mir Pay, T-Pay, SberPay, СБП (Системы быстрых платежей), а также в рассрочку и с помощью BNPL-сервиса «Долями» (buy now, pay later – купи сейчас, плати потом).

Платежная форма может быть размещена не только на сайте компании, но и в соцсетях, приложениях, а ссылку на оплату можно отправить в мессенджеры, на e-mail и по СМС. «Клиентоориентированность в этом вопросе ‒ один из главных драйверов развития. Растет популярность банковских pay-сервисов, оплат по QR-коду и других альтернативных способов оплаты, в том числе BNPL-сервисов», – подтверждает доцент кафедры бизнес-информатики Президентской академии в Санкт-Петербурге Татьяна Васильева. По мнению Мартыновой, в будущем 80% будут занимать именно оплаты альтернативными способами.

Внедрение каждого технического решения в области онлайн-платежей влияет на показатели бизнеса, использующего интернет-эквайринг, говорит исполнительный директор GetCourse Татьяна Коробова. «Например, подключение способов оплат из-за рубежа расширяет границы в прямом смысле: наши клиенты могут работать не только на жителей РФ, что дает значительный прирост клиентской базы», – приводит пример из практики своей компании она.

По словам Коробовой, также значительно влияют и на число покупок, и на средний чек различные кредитные решения. За счет их использования, отмечает она, предприниматели могут привлекать другие слои аудитории и увеличивать число заказов. Для онлайн-школ важно, чтобы каждый ученик мог оплатить заказ удобным способом: это увеличивает конверсию в покупку и лояльность клиентов, а значит, ведет к росту самих онлайн-школ, резюмирует Коробова.

И консолидация, и децентрализация

Эксперты, которых опросили «Ведомости. Капитал», отмечают две разнонаправленные тенденции, одновременно существующие на рынке интернет-эквайринга.

С одной стороны, усиливается консолидация электронной торговли вокруг крупнейших маркетплейсов – OZON, Wildberries, «Яндекс-Маркет» и т. д. «Несомненно, в начале маркетплейсы ‒ это легкий способ для предпринимателя выйти на рынок, протестировать свой продукт: не требуется создавать собственный интернет-магазин, организовывать доставку и т. д.», ‒ говорит Мартынова. Рост маркетплейсов приводит к тому, что их собственные финансовые сервисы, которые базируются на мощностях кэптивных банков (а они уже есть у каждой крупной торговой платформы), начинают вытеснять других участников платежного рынка, добавляет председатель правления «Национального платежного совета» Александр Линников. Эта тенденция может отражаться на показателях объемов интернет-эквайринга в разрезе секторов, указывает он. Так, например, в 2023 г. 31% потерял рынок в секторе услуг, 9% ‒ одежды и обуви, 1% ‒ товаров для дома, уточнил Линников.

Но на следующем этапе, продолжает Мартынова, когда становится понятно, что бизнес «пошел», маркетплейсы перестают быть панацеей и превращаются для многих предпринимателей в один из прочих каналов продаж наравне с собственным интернет-магазином. По наблюдениям Линникова, предприниматели начали диверсифицировать свои каналы сбыта на различных площадках: например, премиальную линейку продавать в интернет-магазинах под своим брендом, а массмаркет ‒ на маркетплейсах. «Борьба за место под солнцем в том виде, в котором она на сегодняшний день есть на маркетплейсах, приводит к тому, что кто-то закрыл бизнес, кто-то понял, что можно те же самые средства направить на свой сайт, в свой канал сбыта, которым ты полностью управляешь, сохраняя индивидуальность. Это ведет к возрождению независимой модели обработки электронных платежей», ‒ подтверждает он.

По словам Васильевой из Президентской академии, тренд на глобальную консолидацию интернет-торговли на маркетплейсах уходит: продавцы выбирают самостоятельное движение. «Это помогает им самим контролировать восприятие своей компании (своего бренда) интернет-покупателями, не выплачивая маркетплейсам сборы и комиссии и не находясь в общем маркете», ‒ поясняет она, добавляя, что самостоятельная база побуждает бизнес больше использовать продукты независимых интернет-эквайеров.

Погоня за пользователем

С высокой вероятностью конкуренция между сервисами онлайн-платежей будет нарастать, считает президент инвестиционной платформы «Инвойскафе» Геннадий Фофанов, это также один из актуальных трендов. «Это будет происходить за счет увеличения количества игроков на рынке, внедрения новых технологий и улучшения потребительского опыта. Сейчас финтех-компании имеют высокие шансы на успех, так как они могут быстро адаптироваться к изменениям и предлагать инновационные решения», ‒ говорит он. Банки, которые инвестируют в цифровые технологии и сотрудничают с финтех-стартапами, также могут успешно конкурировать между собой, продолжает Фофанов. По его мнению, ключевым фактором успеха тут станет способность предоставлять безопасные, удобные и экономичные решения для онлайн-платежей.

На рынке интернет-эквайринга победителями выйдут те сервисы, которые будут предлагать клиенту не только более надежный, безопасный, но и персонализированный сервис, считает Мартынова. Конкуренция, по ее словам, происходит за счет добавленной ценности платежного сервиса: какие продукты, помимо непосредственно проведения платежей, может предоставить сервис, какие дополнительные задачи бизнеса может помочь закрыть и т. д. Важный тренд ‒ это кастомизация предложений и бесшовность клиентского опыта, отмечает Мартынова. Если раньше это стало стандартом для физлиц, то теперь это переходит и на рынок юрлиц. Компании, работающие с бизнесом и предпринимателями, начинают предлагать пакетные, коробочные решения для конкретной отрасли, закрывая все потребности клиента, поясняет она. «Т-Касса» активно развивает сегментный подход: разрабатываются готовые пакеты услуг для конкретных отраслей. Например, для таксопарков и стриминговых платформ они будут отличаться.

«Коробочное решение ‒ это про скорость, быстрый старт. Клиенту достаточно сделать один шаг, чтобы начать работу. Нет необходимости искать разные варианты, пробовать комбинации разных сервисов», ‒ подтверждает Коробова из GetCourse. Она считает, что это удобно не только для предпринимателя, но и для конечного потребителя: сервис, построенный по принципу «все в одном», ведет клиента к покупке по четкому и оптимальному пути. Кроме того, это позволяет экономить на сервисных расходах, добавляет Коробова. «Подключение кучи разных сервисов вместо одного всегда ведет к финансовым и временным потерям, а иногда ‒ и к потере данных, что особенно неприятно», ‒ говорит она.

По мнению независимого финтех-эксперта, автора телеграм-канала CardReview Андрея Чиркова, бороться за пользователя, клиента в ближайшее время будут не только классические игроки платежного рынка, но и новые. «В Госдуму уже внесен законопроект о небанковских поставщиках платежных услуг. В текущей редакции он в том числе легализует прямой доступ к платежной системе для небанковских организаций при соблюдении некоторых регуляторных требований, в том числе к капиталу и руководящим органам», ‒ напоминает он. Как отмечает Чиркова, для многих платежных провайдеров (крупных iPSP, через которых к банкам подключается значительное количество мелких интернет-магазинов) это будет хорошая возможность сократить затраты в виде комиссионных банку и нарастить собственную прибыль, а также вытеснить более мелких платежных посредников, которые не смогут соответствовать требованиям для работы напрямую с НСПК и Банком России. В то же время для банков это потеря комиссионного дохода и оборотов, в результате которой, возможно, мелкие и часть средних банков совсем уйдут с эквайрингового рынка, полагает финтех-эксперт.

В любом случае шансы на победу будут у тех, кто обладает большей осведомленностью и узнаваемостью у целевой аудитории, считает Васильева, персонификация не теряет актуальности. «Идет формирование национальной культуры онлайн-платежей, в процессе становления которой формируются инструменты и методы», ‒ резюмирует она. 

Технологические прогнозы

По мнению Фофанова («Инвойскафе»), развитие рынка интернет-эквайринга в ближайшей перспективе будет происходить в части технологического совершенствования. «Рынок станет более динамичным и технологически продвинутым. Технологии блокчейн могут стать мейнстримом, предлагая прозрачные и децентрализованные решения. Также возможно и распространение бесконтактных платежей и использование цифровых кошельков», ‒ рассуждает он.

С этим согласен и Чирков. Он уверен, что для подтверждения покупок со смартфонов будут повсеместно переходить к использованию биометрии, что «и упростит клиентский путь, и сократит затраты банков как минимум на доставку кодов подтверждения». Чирков считает, что уже недалек тот момент, когда основным клиентским устройством станут не смартфоны, а «другие устройства коммуникации: от умных очков, до нейрочипов, которые при распространении повлекут необходимые изменения и в технологиях платежей».