Российские корпорации оптимизируют управление финансами
В этом им помогают новые принципы построения банковских систем расчетовВ условиях высокой стоимости денег и давления на маржинальность бизнеса российские компании все больше внимания уделяют оптимизации управления финансами и увеличению скорости оборота капитала. Один из путей добиться этого – уделить внимание эффективности расчетов.
С точки зрения бизнеса ключевые требования к расчетным банкам заключаются в скорости и в качестве прохождения платежей, говорит глава комитета по финансовым рынкам ассоциации малого и среднего бизнеса «Опора России» Павел Самиев. По его словам, важен экосистемный подход, когда банк предоставляет клиенту не только само расчетно-кассовое обслуживание, но ряд сопутствующих сервисов: казначейское управление, финансовое планирование, финансовую аналитику.
Банки стремятся учитывать потребности бизнеса. В последние годы ВТБ последовательно выстраивает новый контур транзакционного бизнеса, это стратегическое направление, на котором держится ежедневная операционная деятельность корпоративных клиентов, рассказывает руководитель департамента транзакционного бизнеса – старший вице-президент ВТБ Игорь Острейко. Если раньше транзакционные сервисы воспринимались как инструмент для проведения платежей, то сегодня они становятся экосистемой управления деньгами, расчетами и ликвидностью, отмечает банкир. «Сегодня бизнес ждет от банка не просто канал переводов, а платформу, помогающую управлять ликвидностью, снижать риски и обеспечивать прозрачность потоков», – поясняет Острейко.
Тема организации расчетов как база кэш-менеджмента всегда была актуальной для крупных компаний, особенно для корпораций с разветвленной структурой, рассказывает руководитель управления казначейства «Северстали» Ирина Бутенко. А с 2022 г., по ее словам, этот вопрос стал очень важным для большинства представителей среднего и крупного бизнеса в связи с особенностями прохождения международных расчетов. «Если до 2010–2015 гг. в этой части законодателями мод были «дочки» зарубежных банков, то сейчас система безналичных расчетов через крупнейшие российские банки является во многом более передовой и более клиентоориентированной по сравнению с западными финансовыми институтами», – говорит Бутенко. Такой переворот, продолжила она, произошел благодаря постоянному совершенствованию системы расчетов со стороны Банка России и значимым инвестициям в развитие этой сферы ведущими российскими банками.
В последнее время бизнес особое внимание уделял расчетам по внешнеэкономическим сделкам, столкнувшись с беспрецедентными ограничениями в расчетах с иностранной валютой, рассказывает финансовый директор группы «Полипластик» Ярослав Петренко. Но российские банки «быстро сориентировались», настроив расчеты по агентским схемам (с оплатой третьей стороной), отмечает он.
Созданная в России экосистема расчетов является одной из наиболее клиентоориентированных в мире, а следовательно – и наиболее эффективной, полагает Бутенко. Финансист выделяет основные ее отличительные черты: возможность производить расчеты в режиме практически 24/5, скорость, гарантированность прохождения расчетов и их приемлемая стоимость.
Такие казначейские функции, как управление финансами, ликвидностью, российские банки уже предлагают не только крупному, но также среднему, а иногда даже и малому бизнесу, подтверждает распространение экосистемного подхода к расчетам Самиев. По его мнению, те банки, которые не предлагают такой подход, стремительно теряют конкурентоспособность.
Вместе с тем не все компании, даже крупные, пока готовы придавать высокое значение соответствующим предложениям кредитных организаций. «Мы пока не видим, как банковские экосистемы могут повысить эффективность управления финансами компаний», – говорит вице-президент, директор по финансовой политике и государственному финансированию «Ростелекома» Ольга Вепренцева.
Ключевые параметры
Особое значение имеет стоимость и скорость платежей, отмечают эксперты. Эти параметры играют критически важную роль для финансовой стабильности крупных компаний, напрямую влияя на ликвидность и эффективность управления оборотным капиталом, говорит руководитель направления информационных технологий и платежных систем Ассоциации банков России Анна Забавина. По ее словам, банковское сообщество активно внедряет решения для оптимизации данных показателей – API-интеграцию с корпоративными системами (ERP) и расширенную аналитику для автоматизации платежных сценариев и предоставления компаниям полной картины об их денежных потоках в режиме реального времени.
ВТБ развивает массовые платежи и их пакетную обработку – проведение тысяч транзакций в один клик, формирование реестров выплат, интеграцию с ERP-системами клиентов, рассказывает Острейко. Наша платформа дистанционного банковского обслуживания, добавляет он, поддерживает индивидуальные сценарии: автоматическое распределение лимитов, приоритетов, а в комбинации с другими инструментами управления транзакциями и услуги по сопровождению – позволяет клиентам видеть не просто платеж, а «поток» денежных средств, оптимизировать стоимость и время перевода.
«Интеграция банковских платежных сервисов с ERP-системами компании будет интересна с точки зрения поддержания всего спектра транзакций, включая документооборот, которые можно было бы включить в такую единую систему», – говорит Самиев.
Система быстрых платежей (СБП) стала важным драйвером развития платежных сервисов, считают собеседники издания. Запущенная для физических лиц в 2019 г., она показала высокую эффективность. В 2024 г. через СБП было проведено свыше 13 млрд операций на общую сумму более 69 трлн руб., что в несколько раз превышает показатели предыдущего года. Согласно данным Банка России, к 2025 г. более 60% активных клиентов российских банков пользовались этим сервисом как минимум раз в месяц для оплаты покупок или переводов. Весной 2024 г. СБП вышла за пределы розницы и запустила сценарии B2B-платежей – расчеты между юридическими лицами. Ее использование значительно ускоряет транзакции и снижает их стоимость, отмечает Забавина. «Важными являются скорость и удобство расчетов во внутренних рублевых операциях. Главным драйвером улучшений здесь выступил Банк России, запустивший СБП для юридических лиц», – говорит Петренко.
СБП стала элементом инфраструктуры не только для физлиц, но и для компаний, говорит Острейко: это мгновенные переводы, автоматическая сверка, контроль исполнения. Новые сценарии B2B уже формируют стандарт расчетов в режиме 24/7. «ВТБ реализовал возможность мгновенных переводов между юридическими лицами как внутри банка и на счета в других кредитных организациях», – добавляет он. Помимо скорости и низких тарифов СПБ, Острейко отмечает ее прозрачность и автоматизацию – возможность встроить реквизиты в QR-код, провести сверку по ссылке и сократить ручные операции.
Скорость и стоимость платежей важны, но не менее важна и непрерывность расчетов, отмечает Бутенко. Она позволяет компании провести безналичный платеж в любой момент, в том числе вне операционного дня, с практически одновременным зачислением средств на счет получателя платежа.
Помимо скорости самих транзакций, большое значение имеет и скорость подключения корпоративных клиентов к банковским сервисам, обращает внимание Острейко. По его словам, сегодня запуск большинства транзакционных продуктов уже занимает 1–2 дня, а не недели, как раньше, но цель – сократить этот путь до буквально одного клика. «Сейчас ВТБ работает над созданием единого цифрового профиля клиента, где регистрация, верификация и подключение к сервисам происходят автоматически, без повторных форм и согласований», – говорит банкир.
Направления развития
СПБ – это далеко не последнее слово в развитии российской платежной системы. На очереди – цифровой рубль, массовое внедрение которого запланировано Банком России с первого сентября 2026 г. Но уже сейчас около 20 банков и несколько сотен компаний в режиме эксперимента подключены к соответствующей технологической платформе ЦБ. Кроме того, к ней подключилось Федеральное казначейство, что дает возможность использования цифрового рубля в рамках бюджетных операций. Особенности его применения обсуждали в том числе на форуме ВТБ «Россия зовет!». Цифровой рубль – логичное продолжение инфраструктуры мгновенных расчетов, говорит Острейко. Он позволит проводить «программируемые» платежи, которые автоматически исполняются при выполнении условий сделки.
ВТБ участвует в пилоте с Банком России, уже проводит расчеты цифровым рублём более чем с 20 крупнейшими клиентами и реализовал операции с цифровым рублем в таких отраслях, как энергетика, коммунальные услуги, сельское хозяйство, строительство, инфраструктура, недвижимость, делится опытом Острейко.
«Цифровой рубль, с моей точки зрения, не является ключевой инновацией с точки зрения расчетов как для компаний, так и для частных лиц», – отмечает Самиев. По его словам, у этого инструмента может быть ряд преимуществ для бизнеса с точки зрения скорости и стоимости транзакций. Но в то же время в ряде ситуаций цифровой рубль менее выгоден, чем традиционные безналичные рубли. «Например, если есть интерес к получению процентного дохода на остатки по счетам – на счета в цифровых рублях проценты в принципе не начисляются», – поясняет эксперт.
Бизнесу будет интересно использовать в расчетах цифровой рубль, если это будет давать экономию транзакционных расходов или другие преимущества в сравнении с обычными расчетами, полагает Вепренцева.
«Мы пока присматриваемся к данной инициативе и ждем, что благодаря цифровому рублю будут сняты многие ограничения по скорости, периодичности и возможности осуществления некоторых видов расчетов, – говорит Бутенко. – Верим, что Банк России продолжит свою работу по внедрению все более прогрессивных возможностей, предоставляемых цифровой валютой».
Еще один текущий тренд – развитие сервисов «мультибанка», своего рода «единого окна», дающего доступ к счетам в разных банках. Крупные компании всё чаще работают с несколькими банками, и разные интерфейсы и стандарты увеличивают сложность операций и операционные расходы, поясняет Острейко. По его словам, ВТБ развивает мультибанковскую модель с единым интерфейсом, отчетностью и консолидацией данных, что позволяет клиентам видеть балансы и платежи по всем банкам в одном окне, управлять ликвидностью и принимать решения на основе консолидированных данных. «Мультибанк из пилотируемой концепции может превратиться в новый стандарт корпоративных финансов», – считает Острейко.
Для крупного бизнеса всегда будет оставаться актуальным доступ в несколько систем банковского обслуживания и расчетов, говорит Петренко. Бизнес обычно придерживается политики диверсификации кредитных обязательств, что позволяет получать конкурентные условия кредитования и продукты банковского обслуживания.
Использование нескольких банков в качестве расчетных – широко распространенная практика в корпоративном мире, рассказывает Вепренцева. Однако, с ее точки зрения, развитие сервисов «мультибанка» пока существенно тормозится отсутствием единых технологических отраслевых стандартов, применяемых банками.
«Мы активно используем сервисы «мультибанка» в течение последних пяти лет и уже видим эффект от этого в плане снижения затрат и рисков», – рассказала Бутенко.