Мода в 2023 году: курс на женственность

Нас ждут лоск, блеск и каблуки вместо спортивных костюмов и кроссовок

Похоже, эра увлеченности комфортной домашней одеждой и обувью, достигшая своего апогея в период пандемии, заканчивается. На смену расслабленной моде приходят, с одной стороны, яркость и сексуальность образов, а с другой – подчеркнутая элегантность. 

«Тренд на удобные спортивные вещи постепенно уходит в прошлое. К нам снова возвращаются женственные силуэты. После безразмерных спортивных костюмов людям захотелось гламура и вечеринок», – рассуждает глава сервиса персонализированного подбора одежды с помощью искусственного интеллекта Freestylo Анастасия Таамазян.

Такой достаточно неожиданный поворот событий отмечают многие аналитики. Хотя, может быть, и не такой уж неожиданный? 

Начнем с обуви. Если в последние годы главной моделью обуви во всем мире были кроссовки, то сегодня смело можно сказать: гегемония спортивной обуви пошатнулась. Согласно докладу платформы Lyst, в десятке самых популярных поисковых запросов за четвертый квартал 2022 года оказались туфли Prada из металлизированной кожи на средней шпильке, а также модель на 10-сантиметровом каблуке Mash & Mash, дополненная бантиком с кристаллами. 

Да, налицо интерес к обуви на каблуке. И он растет, чего не скажешь о кроссовках. В исследовании Business of Fashion (BOF) отмечается заметное снижение роста мировых продаж кроссовок в 2022 году. Если в цифрах, то в 2021 году он составлял почти 20%, а в 2022-м – всего 2,7%. Предполагается, что до 2027 года индустрия кроссовок будет расти в среднем на 3,6% в год, «поскольку на обувном рынке больше не доминируют кроссовки, а популярность мюлей и лоферов растет». Спрос на туфли, по информации того же BOF, увеличился за 2022 год на 75%.

А что с одеждой? Недавно Pinterest выпустила отчет о трендах под условным названием «Окно в будущее», в котором проанализировала данные глобального поиска с сентября 2020-го по сентябрь 2022 года, а точнее – вкусы примерно полумиллиона человек, пользователей платформы. На основе этих данных аналитики сервиса дали свой прогноз – согласно ему, в 2023 году моду будет определять «ромком-кор», или Romcom Core (наряды, чьи создатели вдохновлялись романтическими комедиями нулевых). Среди трендов-фаворитов – воздушные фасоны, бахрома. 

«Ожидайте год, наполненный кружевами, тюлем и оборками. Готовьтесь также к антиутопическому, футуристичному стритвиру (streetwear)», – отмечает Дженна Уоллер, глава отдела моды Pinterest UK. По данным Pinterest, число запросов на блестящие платья увеличилось в годовом исчислении на 365%, а, к примеру, на кружевные топы с длинными рукавами – на 225% и на столько же – на наряды с бахромой. 

Аналитики Business of Fashion в свою очередь предрекают бум вечерней одежды, отмечая, что спрос на красивое, нарядное, торжественное будет расти бóльшими темпами, чем в середине нулевых, и что спрос на вечерние платья в 2022 году возрос на 178%. 

В метафорическую копилку трендов к повороту на новую роскошь стоит также добавить и возвращение моды на меха. В конце 2022 года в соцсетях бурно обсуждался выход топ-модели Хейли Бибер в облегающем черном платье, поверх которого была накинута черная же шуба Saint Laurent (правда, из искусственного меха). Возвращение шуб «в строй» отметили и многие московские модницы – ряд телеграм-каналов уделил этой теме не один пост, причем речь шла не только об искусственных мехах, но и натуральных. 

И, конечно, нельзя не упомянуть возросшую популярность черного – формирование тренда новой элегантности сопровождается изобилием в коллекциях 2023 года черных нарядов разных фасонов и фактур. 

«Желание красиво одеваться никуда не делось, а приобрело даже новый статус: психологической терапии. Во многом пандемия породила абсолютную жажду наряжаться, оголяться и украшать себя! Мы видим это на подиумах всего мира. Многие усматривают в этом ностальгию по нулевым», – рассуждает историк моды, сооснователь проекта Front Ольга Михайловская. «Ностальгия по нулевым читается повсюду, – соглашается Леся Никонова, основатель и дизайнер бренда LaTrika. – Все устали и хотят добавить положительных эмоций в образы. Сочетание комфорта и нарядности – то, с чем многие бренды сейчас успешно экспериментируют». 

Главный тренд теперь не «что носить», а «как носить» и, главное, «кто» это носит... Важны не вещи, а мы сами

Среди бьюти-трендов эксперты Pinterest фиксируют рост интереса к синим и розовым, лавандовым оттенкам в окрашивании волос – при этом «экзотические» пряди должны сочетаться с естественным, натуральным цветом волос. То есть эпатаж теперь «звучит» на фоне подчеркнутой натуральности, словно мода на комфорт схлестнулась в битве с трендом условного «праздника». Чего не скажешь о макияже: там важным направлением стали синие и голубые тени, напоминающие о моде 80-х. New York Post назвала этот тренд washed denim make-up. 

Высокие каблуки, яркий макияж, роскошь нарядов – звучит позитивно. Но есть в этом повороте и свои подводные камни, особенно если обратиться к популярному приему оценки экономической ситуации с помощью особых индексов. Так, например, согласно Lipstick Index (индекс губной помады, придуманный американским миллиардером Леонардом Лаудером), спрос на условную «губную помаду» совпадает с экономическими рецессиями. 

То же касается и каблуков. Индекс каблука был предложен экспертом из IBM Тревором Дэвисом: он вычислил, что чем выше шпилька, тем нестабильней экономическая ситуация. В логическое построение «чем красивей, тем хуже» укладывается и Hemline Index, разработанный в 20-е годы прошлого века экономистом Джорджем Тейлором: чем длиннее юбки, тем печальней ситуация на фондовой бирже. 

Иными словами, цены растут, акции падают, а каблуки и ткани с блестками бьют все рекорды поисковых запросов. И такой маневр – не вынужденное возвращение в старые рамки, а принципиально новая модель потребительского поведения. «2010-е годы породили новое общество – общество потребителей красоты. И главный тренд теперь не «что носить», а «как носить» и, главное, «кто» все это носит. Тема уникальности, индивидуальности, ответ на вопрос «кто я» стали определяющим фактором при выборе образа. Ведь все, что у нас осталось более или менее постоянного в нынешнем турбулентном мире, – это наше отражение в зеркале и попытка найти свой путь, – рассуждает стилист компании Style Concierge Екатерина Костромина. – В новом мире, который строится на наших глазах, с нашим участием, важны будут не вещи, а мы с вами».