Капитальный переезд

Какие инструменты помогают россиянам сохранить иностранные активы

В условиях усиления геополитической напряженности и ослабления ведущих мировых экономик владельцы капиталов по всему миру обеспокоены проблемой их сохранения. У состоятельных россиян она возникла в 2022 г. и усугубилась в 2023 г. Привычные иностранные юрисдикции стали недоступны или небезопасны. Отдельной и самой большой сложностью для состоятельных россиян стал риск попасть в санкционные списки, когда ограничения переводят персону в разряд нон грата во всем Западном полушарии. При этом особую нервозность вызывают неконтролируемые риски вторичных санкций, когда состоятельный россиянин и его активы становятся заложниками системных ограничений и мер, а также отсутствия понятных согласительных процедур. 

Однако существуют механизмы и решения, которые помогают гражданам защитить свои зарубежные активы. Как правило, они не новые, просто трансформировались с учетом текущих реалий и показали свою эффективность на практике.

Например, такой инструмент, как контролируемые иностранные компании (КИК), давно является востребованным у большинства состоятельных россиян. Он традиционно использовался для инвестиций за рубежом, владения недвижимостью или для получения виз и вида на жительство (ВНЖ). Однако из-за санкционных ограничений и утверждения перечня недружественных юрисдикций деятельность КИК в них столкнулась с огромным количеством проблем. С одной стороны, директора и представители обслуживающих структур (аудиторы, регистрационные агенты и проч.) отказываются выполнять поручения бенефициаров, ссылаясь на внутренние комплаенс-процедуры. С другой – сами собственники не могут проводить бесперебойные трансграничные расчеты со своими компаниями, расположенными в недружественных юрисдикциях.

Один из вариантов решения проблемы – редомициляция, т. е. перевод компании из недружественной юрисдикции в дружественную (нейтральную). Например, с Британских Виргинских островов, популярного мирового офшора, который присоединился ко всем санкциям против россиян, на Сейшельские. Президент государства заверил, что не будет вводить против граждан РФ рестрикции.

Еще один механизм – ВНЖ в европейской стране – позволяет не попадать под санкции, поэтому после введения ограничений многие россияне, имеющие зарубежные активы, захотели его оформить. Но если на первых порах для прохождения комплаенса было достаточно предъявить любой документ, который не выдан Россией, то сейчас тренд изменился. 

Банки требуют также так называемый utility bill (счет за коммунальные услуги), договор аренды недвижимости или водительские права. Самый жесткий вариант – запрос на подтверждение налогового резидентства в стране. Для многих россиян это неподъемное условие. Одно дело купить недвижимость, например в Испании, другое – платить налог с доходов, ставка по которому может доходить до 47%.

ВНЖ в странах ЕС также иногда помогает разблокировке или продаже ценных бумаг, которые числятся в иностранных депозитариях. Но сложилось мнение, что сейчас россиянину чрезвычайно сложно получить ВНЖ в какой-либо из европейских стран. В реальности это не так. До сих пор множество государств предоставляют россиянам ВНЖ и гражданство – Венгрия, Австрия, Португалия, Кипр и т. д. И процесс этот не столько трудный, сколько длительный.

Как показывает практика, оптимальный вариант для оформления документов – трудоустройство в иностранной компании, например в венгерской. Также в ОАЭ можно получить документ, удостоверяющий личность через трудоустройство или покупку недвижимости. 

При этом понятно, что речь идет не об обходе санкций с формальной точки зрения, а о полноценной релокации и смене резидентства. 

Несмотря на широкое использование вышеуказанных инструментов с целью сохранения капитала, российские состоятельные лица все чаще задумываются о возвращении капитала в Россию. Причем для резидентов, которые приняли такое решение, законодатель предусмотрел ряд изменений, позволяющих снизить налоговую нагрузку. Например, безналоговую передачу имущества КИК бенефициару и/или освобождение от НДФЛ доходов, возникающих при покупке акций или долей в российской компании у нерезидентов, которые прощают образовавшийся долг покупателю.

Инструментом, который стал номером один для защиты капитала от вторичного эффекта секторальных санкций, стали закрытые паевые инвестиционные фонды (ЗПИФ). Он тоже не является новым, но в условиях рестрикций пережил настоящее возрождение. Так, в прошлом году ЗПИФы показали рекордные для себя результаты.

Для россиян, владеющих капиталами, одним из самых чувствительных ограничений, стал запрет в 2022 г. на учреждение трастов и семейных фондов в основных юрисдикциях, практикующих этот инструмент. Под запрет попало и владение этими структурами, которые долгое время считались наиболее безопасным способом упаковать активы, чтобы впоследствии передать наследникам. Поэтому владельцы капитала обратили внимание на российские инструменты для упаковки.

Это особенно важно для лиц, которые находятся под рестрикциями или санкционным риском. Структура позволяет скрыть собственника активов, так как данные о владельцах не раскрываются в публичном доступе. Кроме того, ЗПИФ, по сути, выступает обособленным от остального имущества владельца, что позволяет снизить риски субсидиарной ответственности.

Наконец, и личные фонды являются надежным способом передачи капиталов за счет обособленности имущественного комплекса. По аналогии с зарубежными структурами законодательство позволяет не указывать информацию о бенефициарах в открытом доступе и при этом иметь удобную структуру владения активами с налоговыми преференциями.