Как арестовали Николая Глушкова


Вчера одного бывшего замгендиректора "Аэрофлота" - Николая Глушкова - препроводили в Лефортово, а второму - Александру Красненкеру - лишь предъявили новое обвинение, в мошенничестве в крупных размерах. Самопровозглашенный "политэмигрант" Борис Березовский тут же объявил Глушкова политзаключенным.

В Генпрокуратуре утверждают, что новые активные действия по тянущемуся уже почти два года "делу "Аэрофлота" вызваны тем, что в последнее время у следствия появились новые материалы, в том числе присланные швейцарскими коллегами. По этой же причине Глушкова и Красненкера теперь обвиняют в иных преступлениях, чем прежде. Расследование, начатое в январе 1999 г., касалось отношений "Аэрофлота" с двумя швейцарскими фирмами, Forus и Andava, на счета которых поступала валютная выручка российской авиакомпании. Уголовное дело было возбуждено в разгар борьбы тогдашнего премьер-министра Евгения Примакова с Борисом Березовским, соратниками которого по бизнесу были Глушков и Красненкер. Тогда в деле фигурировала якобы похищенная у "Аэрофлота" сумма в $935 млн. Теперь эта сумма уменьшилась до $28,8 млн.

Ранее против Глушкова выдвигались обвинения в незаконном предпринимательстве и отмывании денежных средств, добытых незаконным путем. То же инкриминировалось и Красненкеру, ныне члену совета директоров компании "Внуковские авиалинии". Он с апреля прошлого года находится под подпиской о невыезде. На вопрос, почему Глушкова и Красненкера теперь обвиняют в мошенничестве, руководитель следствия по делу "Аэрофлота" Александр Филин вчера ответил "Ведомостям" так: "Вопрос о том, в чем следствие видит обман или злоупотребление доверием со стороны Красненкера и Глушкова, очень сложный. Следствие такие вещи видит, определенно. А что конкретно - я не могу пояснить. Схему мошенничества тоже очень сложно сформулировать в двух словах". В постановлении о привлечении Красненкера в качестве обвиняемого это, однако, сделано. Согласно этому документу, Красненкер, Глушков, Березовский и еще двое обвиняемых сговорились обокрасть "Аэрофлот". Схема в постановлении описывается такая. Московская фирма "ФОК" выдавала "Аэрофлоту" кредиты. Если "Аэрофлот" их не возвращал в течение 150 дней, он должен был выплатить "ФОКу" штраф. Эти штрафы выплачивались со счета компании Andava в Швейцарии. "В результате этих преступных действий со счета... в период 1997 г. были списаны в виде штрафов и похищены указанными лицами в несколько приемов валютные средства, эквивалентные 28 821 785 долларам США", - говорится в постановлении. "Вопрос о том, - сколько похитил лично каждый из обвиняемых - вопрос философский, он еще утрясается", - добавляет к этому следователь Филин.

Адвокат Красненкера Борис Кузнецов утверждает, что следствие сменило статьи Красненкеру и Глушкову, потому что обвинение в незаконном предпринимательстве оказалось юридически несостоятельным: "Обратите внимание: раньше следствие говорило о том, что средства были незаконно перечислены в Andava, а сейчас говорят, что перечислили законно, но забирали оттуда незаконно". Кузнецов утверждает, что у следователей и в этот раз ничего не выйдет: Генпрокуратуре придется доказывать, что в тот момент, когда "Аэрофлот" не возвращал кредиты "ФОКу", у него были свободные средства. Сделать это будет нелегко. "Глушков им завтра скажет: "Ребята, да у меня денег на горючее не было, самолеты бы летать перестали, если бы я вернул кредит. Мне важнее было самолеты в воздух поднять, чем штраф не платить", - теоретизирует адвокат.

Кузнецов уверен, что следователи в первую очередь пытаются добраться до Березовского, который, впрочем, не подписывал в "Аэрофлоте" никаких бумаг: "То, что прокуратура занимается не правом, а политикой, очевидно".

Того же мнения и сам Березовский, проходящий пока по делу "Аэрофлота" лишь в качестве свидетеля. Вчера он заявил журналистам в Париже: "У меня в отличие от Глушкова был выбор: стать политзаключенным или политэмигрантом. И я сделал выбор в пользу политэмиграции. У Глушкова этого выбора не было. Недавно он в России перенес тяжелую операцию. И он стал политзаключенным". Чуть позже Березовский в интервью радиостанции "Эхо Москвы" сообщил, что в связи с арестом Глушкова он отказывается от идеи передать в траст представителям общественности контролируемый им 49% -ный пакет акций телекомпании ОРТ. (Об этом см. стр. А3.) Пока Глушков обживает камеру, а Березовский делает диссидентские заявления в Париже, Красненкер взирает на происходящее с грустью: возможно, скоро и он окажется в Лефортово. "Возможность этого существует всегда вне зависимости от того, совершает человек что-то или нет, - сказал Красненкер "Ведомостям". - Бояться или нет - бесполезно, поскольку это может произойти абсолютно вне зависимости от этого".

А нынешний гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов, который когда-то и выжил из компании Глушкова и Красненкера, ждет не дождется, когда же все это закончится. "Это скандал ради скандала, который крайне негативно сказывается на репутации, имидже "Аэрофлота", в первую очередь в глазах зарубежных партнеров компании", - процитировал вчера Окулова "Интерфакс".