Государство отрицательно влияет на "Газпром"

Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's констатирует отрицательное влияние государства на рейтинги ОАО "Газпром". Неблагоприятное регулирование цен и неясность государственной экономической политики в отношении "Газпрома" отражаются на его кредитоспособности негативным образом.

Несмотря на масштабы "Газпрома" и его значимость для российской экономики, долгосрочные планы и стратегические задачи правительства в отношении этой компании далеко не прозрачны, и, судя по всему, эти вопросы вызывают в правительстве споры и разногласия, что усиливает финансовые риски компании. Например, в 2004 г правительство собиралось обменять принадлежащую ему компанию "Роснефть" на акции "Газпрома", находившиеся на балансе его дочерних предприятий. Так как "Роснефть" в то же время приобрела "Юганскнефтегаз" за 9,3 млрд долл, реализация этого плана могла бы фактически удвоить долг "Газпрома" и значительно ухудшить его ликвидность. Перспектива осуществления данной сделки заставила Standard & Poor's включить рейтинги "Газпрома" в список CreditWatch с прогнозом "Развивающийся".

Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's констатирует отрицательное влияние государства на рейтинги ОАО "Газпром". Рейтинг компании установлен на уровне ВВ- (позитивный). Как говорится в специальном исследовании Standard & Poor's, посвященном ситуации с рейтингами "Газпрома", "до сих пор мы не находили признаков существенной государственной поддержки, которая способствовала бы повышению кредитоспособности газового холдинга. Скорее, наоборот, - неблагоприятное регулирование цен и неясность государственной экономической политики в отношении "Газпрома" отражаются на его кредитоспособности негативным образом".

В России внутренние цены на природный газ подлежат государственному регулированию и установлены на очень низком уровне - в среднем 28,7 долл/млн куб м в 2004 г. В 1998-2003 гг. они были даже ниже и вряд ли смогли бы повыситься до текущего уровня в долларовом выражении, если бы не укрепление российского рубля. Нынешний уровень цен едва компенсирует текущие расходы и не покрывает капитальные расходы. Эффект от повышения внутренних цен газа в номинальном выражении сокращается из-за высокой инфляции, которая увеличивает текущие расходы.

Кроме того, S&P не исключает, что правительство будет и дальше ограничивать рост цен на газ в рамках борьбы с инфляцией. Таким образом, "Газпром" фактически не получает прибыли от продажи около 60 проц добываемого газа на внутреннем рынке, так что компания вынуждена финансировать свои растущие потребности в капиталовложениях за счет экспортной прибыли и дополнительных заимствований.

Поскольку экономика страны в значительной степени зависит от поставок дешевого газа, внутренние цены на этот энергоноситель, по мнению Standard & Poor's, будут расти медленно. Проблема повышения внутренних цен может приобрести особую остроту в случае ухудшения конъюнктуры на мировом рынке газа, которое может негативно повлиять на высокие на сегодняшний день показатели финансовой устойчивости России.

После отмены сделки в мае 2005 г рейтинги были выведены из списка CreditWatch и подтверждены. Тем не менее, борьба влиятельных заинтересованных групп за "Газпром" может увеличить кредитный риск.

Агентство также подчеркивает, что эффективность и корпоративное управление "Газпрома" вызывают большие сомнения, как показывает, в частности, использование непрозрачных посредников при организации закупок газа в Туркмении для последующей продажи на Украину. "Газпром" был вынужден поставлять газ в страны СНГ в рамках межправительственных соглашений по низким ценам покупателям с невысокой кредитоспособностью. Кроме того, в прошлом компании приходилось инвестировать средства в непрофильные, малорентабельные активы - например, в СМИ, сказано в материалах агентства.

В 2004 г "Газпром" произвел, по мнению S&P, крупные и достаточно сомнительные с точки зрения финансовой отдачи инвестиции в акции российских электроэнергетических компаний. Все это негативно влияет на показатели FOCF (величина генерируемого компанией свободного денежного потока от операций после капиталовложений) и увеличивает долговую нагрузку компании.

Агентство также отмечает, что, несмотря на высокий уровень мировых цен на энергоносители, величина FOCF отрицательна, что ограничивает устойчивость "Газпрома" по отношению к неблагоприятной рыночной конъюнктуре (основной критерий оценки, применяемый Standard & Poor's к компаниям-производителям стандартизированной продукции, каковой является природный газ).

В 2004 г. отношение операционного денежного потока до изменения в оборотном капитале (FFO) к совокупной задолженности составило у "Газпрома" всего 30 проц, а у "ЛУКОЙЛа" - 143 проц. "Газпром" генерировал отрицательный свободный денежный поток даже в 2003-2004 гг., несмотря на исключительно благоприятные цены на экспортных рынках и постепенное повышение внутренних цен на газ. В 2004 г FOCF составил минус 36,5 млрд руб, в 2003 г - минус 24,1 млрд руб. Это обстоятельство наряду с приобретением новых активов, особенно электроэнергетических, привело к увеличению и без того внушительной совокупной задолженности "Газпрома" - 20,6 млрд долл на конец 2003 г. - до 24,9 млрд долл к концу 2004 г. Для сравнения: в 2004 г FOCF ТНК-ВР составил 3,3 млрд долл, а ЛУКОЙЛа - 1,1 млрд долл.