Путина не так поняли?

Владимир Путин больше не хочет использовать средства Стабфонда для поддержания котировок российских “голубых фишек”. Сегодня президент объяснил, что имел в виду другое: в “голубые фишки”, возможно, будут вкладываться свободные средства Пенсионного фонда и институтов развития.
Д.Гришкин

Президент Владимир Путин больше не хочет использовать средства Стабфонда для поддержания котировок российских “голубых фишек”. “Никто не собирается поддерживать отечественный фондовый рынок за счет средств Стабфонда”, – заявил сегодня Путин на пресс-конференции в Люксембурге.

В понедельник, выступая на еженедельной встрече с членами правительства, Путин поинтересовался у министров, почему правительство “вкладывает в иностранные ценные бумаги, в наши почему не вкладывает совсем?” Президент отметил, что в этом году энергоносители дорожали, а на фондовом рынке была стагнация. “Для корректировки этого неестественного состояния правительство могло бы подумать о том, что можно было бы сделать в таких условиях, как бы необычных, нестандартных. Я просил бы вас подумать над этим в будущем”, – сказал Путин.

Это предложение вызвало критику экспертов: госинтервенции на фондовом рынке – плохой знак для инвесторов, и если они заберут свои деньги с российского рынка, на его поддержку не хватит даже стабфонда. Отвечая Путину, министр финансов Алексей Кудрин объяснил президенту, что это разгонит инфляцию и сделает наш фондовый рынок еще более спекулятивным. Эти тезисы он повторял два дня подряд.

Наконец, Путин понял, что погорячился. Сегодня он объяснил, что имел в виду совсем другое: в “голубые фишки”, возможно, будут вкладываться свободные средства Пенсионного фонда и институтов развития. “Но это нужно делать аккуратно и в отношении голубых фишек, чтобы не перенаполнить рынок денежной массой”, – подчеркнул президент.

Накопительную часть пенсий на счетах ПФР сейчас разрешено вкладывать средства только в российские гособлигации, а институты развития только создаются, так что судьбой каких денег интересовался у министров Путин, остается неясным.

На прошлой неделе он подписал закон о создании Банка развития с уставным капиталом в 250 млрд руб. Он, а также госкорпорации по реформированию ЖКХ (240 млрд руб.) и развитию нанотехнологий смогут работать на рынке ценных бумаг. Руководитель экспертного управления президента Аркадий Дворкович и замминистра финансов Антон Силуанов говорили, что до начала использования этих денег корпорации могут вкладывать их в высоконадежные ликвидные активы.

Первое заявление Путина никто всерьез не воспринял: прозвучало оно необдуманно, говорит экономист банка “Траст” Евгений Надоршин. Вкладывать в фондовый рынок деньги Пенсионного фонда или, например, Банка развития это приемлемо, считает он.