Россия поборется с курением

Россия в ближайшее время может присоединиться к Рамочной конвенции по борьбе против табака. Некоторые ее положения мягче уже введенных в стране; производителей табака больше беспокоит фрагментарность законодательного регулирования табачной отрасли в России.
Д.Гришкин

Россия в ближайшее время может присоединиться к Рамочной конвенции по борьбе против табака. Минздравсоцразвития в июне планирует завершить процедуру согласования предложений о присоединении к Конвенции и "обеспечить их внесение в правительство и Госдуму", сообщает замминистра здравоохранения и социального развития Владимир Стародубов, слова которого приводит "Интерфакс".

Конвенция была принята в 2003 г., присоединиться к ней должны более 190 стран-членов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Первоначальные редакции документа были довольно жесткими в отношении табачных компаний: например, все государства-участники были обязаны довести долю акциза в стоимости табачных изделий до 2/3 и полностью запретить рекламу табака. Но крупнейшие табачные компании включились в борьбу за смягчение формулировок (например, они утверждали, что ВОЗ превышает свои полномочия и вмешивается во внутренние дела государств), и в итоге документ получился довольно безобидным для табачников.

Некоторые предусмотренные конвенцией меры даже мягче российских: например, документ обязывает страны сделать автоматы по продаже сигарет недоступными для несовершеннолетних, а в России использование автоматов запрещено вовсе. А запрет на курение на рабочих местах и в общественном транспорте, вводимый конвенцией, уже действует в России с 2002 г.

Но, например, предупредительные надписи о вреде курения табачникам придется увеличить: конвенция предусматривает, что они должны занимать не меньше 30% площади пачки. Пока в России они занимают всего 4%, а новый технический регламент (прошел первое чтение в Госдуме) предусматривает увеличение до 10%.

Кроме того, конвенция предусматривает применение налоговых и ценовых механизмов с целью ограничения потребления табака, "но решение о конкретных повышениях акциза и налоговая политика являются прерогативой конкретного государства", добавляет директор по корпоративным отношениям British-American Tobacco в России Александр Лютый. "Конвенция в большинстве случаев лишь очерчивает рамки, в которых государства могут регулировать табачную индустрию, исходя из ситуации в каждой конкретной стране и технических возможностей табачных фабрик", – говорит он.

В России нам приходится иметь дело с фрагментарным законодательным регулированием, когда самые разные законодательные акты разрабатываются и принимаются вне единого временного и процессуального подхода, говорит Лео Маклохлин, управляющий директор аффилированных компаний "Филип Моррис Интернэшнл". Он надеется, что после ратификации конвенции появится возможность сформировать законодательство, которое бы всесторонне регулировало табачную отрасль.