Краткосрочные прогнозы признаны опасными

Американские компании предпочли бы, чтобы топ-менеджеры прогнозировали скорее долгосрочные перспективы бизнеса, а не квартальные прибыли. Долгосрочные ориентиры также должны сбить активность хедж-фондов и других спекулянтов, которые любят использовать квартальные прогнозы, чтобы играть на котировках, тем самым повышая волатильность рынка.
Д.Гришкин

Ведущие американские компании, пенсионные фонды и профсоюзы хотят, чтобы топ-менеджеры сосредоточились на долгосрочных перспективах бизнеса и не отвлекались на прогнозирование квартальных прибылей и их обсуждение с аналитиками. Долгосрочные ориентиры также должны сбить активность хедж-фондов и других спекулянтов, которые любят использовать квартальные прогнозы, чтобы играть на котировках, тем самым повышая волатильность рынка.

Сегодня коалиция, в которую входят такие организации, как "Круглый стол бизнеса" (представляет 160 гендиректорв ведущих американских компаний), крупнейшая федерация профсоюзов AFL-CIO, Совет институциональных инвесторов (ассоциация пенсионных фондов) и пять крупнейших аудиторских фирм, презентуют новые принципы корпоративного управления, подготовленные Aspen Institute. Документы, с которыми удалось ознакомиться Financial Times, отражают обеспокоенность корпоративной Америки тем, что ориентация на квартальные показатели подрывает долгосрочные перспективы компаний и конкурентоспособность экономики США.

Новые принципы призывают компании "избегать как прогнозирования квартальных прибылей и других слишком краткосрочных финансовых показателей, так и ответов на вопросы о них", задаваемых участниками фондового рынка. Вместо этого представители компаний должны говорить с акционерами о бизнес-стратегии и пятилетнией, а не трехмесячной перспективе. "Подписание принципов Aspen Institute столь широкой группой представителей является значимой вехой в истории бизнеса, – говорит Энн Мулкахи, гендиректор Xerox. – Эти принципы особенно важны своей ориентированностью на долгосрочные ценности".

Более половины компаний США публикуют прогнозы квартальной прибыли, а среди крупных компаний доля таковых еще выше. Между тем, критики этой практики заявляют, что ориентация на достижение квартальных показателей заставляет компании сокращать долгосрочные инвестиции, такие как капиталовложения и расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Кроме того, подобная практика стала одной из причин крупных мошенничеств конца прошлого – начала этого десятилетия, когда на фондовом рынке США сначала надулся, а потом лопнул биржевой пузырь: топ-менеджеры фальсифицировали квартальные результаты, чтобы они соответствовали прогнозам самих компаний и участников рынка. Это обеспечивало рост цен акций, а также вознаграждения топ-менеджеров, привязанного к опционам.

Долгосрочность перспектив особенно важна при реорганизации находящихся в кризисе компаний. “Руководство Chrysler сможет сконцентрировать всю энергию и усилия на управлении бизнесом”, не беспокоясь о квартальных показателях и мнениях аналитиков, заявил председатель совета директоров фонда прямых инвестиций Cerberus Capital Management Джон Сноу, сообщая в мае о выкупе Chrysler Group у автоконцерна DaimlerChrysler.

Семейные компании ведут дела эффективнее, чем компании, ориентированные на разнородную массу акционеров, а акции семейных фирм растут быстрее, – такой вывод содержится в февральском исследовании инвестбанка Credit Suisse. Одна из основных причин этого, по мнению экспертов банка, заключается в следующем: поскольку семьи намерены сохранить, приумножить и передать состояние наследникам, они действуют в рамках долгосрочных стратегий, не обращая внимания на квартальные результаты. (Использованы материалы FT.)