Браудер не признает претензии налоговиков

Глава фонда Hermitage Capital Уильям Браудер назвал обвинения в неуплате налогов полностью сфабрикованными. Браудер уверен, что уголовное дело в отношении руководителя связанного с Hermitage Capital ООО "Камея" заведено с единственной целью – дискредитировать его самого и воспрепятствовать его возвращению в Россию.
М.Стулов

Уильям Браудер назвал претензии российских правоохранительных органов к ООО "Камея", связанного с возглавляемым им фондом Hermitage Capital, абсолютно беспочвенными. Браудер уверен, что уголовное дело в отношении одного из руководителей "Камеи" по факту неуплаты налогов заведено с единственной целью – дискредитировать его самого и воспрепятствовать его возвращению в Россию.

"Обвинение в так называемой неуплате налогов полностью сфабриковано и не имеет ничего общего ни с реальными налогами, ни с их уплатой", – заявил Браудер газете Financial Times в своем первом интервью после того, как стало известно о претензиях к "Камее".

Браудер уже полтора года не может въехать в Россию. В ноябре 2005 г. его без объяснения причин не пустили в страну, несмотря на действовавшую визу. К тому моменту Hermitage управлял крупнейшим иностранным фондом в России (около $4 млрд). За Браудера заступался министр иностранных дел Великобритании Джек Стро и несколько американских сенаторов, однако разрешения на въезд, как и объяснений относительно запрета на его пребывание в России он так и не получил.

В конце мая 2007 г. Главное следственное управление при ГУВД Москвы возбудило уголовное дело в отношении одного из руководителей "Камеи" (его имя не называется) по части 2 ст. 199.1 Уголовного кодекса России (“неисполнение обязанностей налогового агента”, наказывается штрафом либо лишением свободы до шести лет). По версии следствия, “Камея” не уплатила за 2006 г. налоги на сумму свыше 1,145 млрд руб. с дивидендов, которые она перечислила своему кипрскому учредителю, — этот налог, по мнению правоохранителей, следует платить по ставке 15%, а не 5%, как это было сделано. 4 июня в офисе Hermitage был проведен обыск, следователи изъяли документы.

По словам представителя ГУВД, следователи намерены выяснить, не являлся ли Браудер организатором схемы по уходу от налогов, а Hermitage – владельцем "Камеи". Последняя не уплатила налогов на "столь серьезную сумму, что на Западе это подорвало бы деловую репутацию любой компании", заявил он.

"Камея" на 100% принадлежит кипрской компании, которая, в свою очередь, полностью принадлежит международному институциональному инвестору, утверждает Браудер; имя последнего он не вправе разглашать. Hermitage, по его словам, не является "ни прямым, ни бенефициарным владельцем акций" ни одной из трех компаний и лишь оказывал "Камеи" платные консультационные услуги.

"Камея" в 1999-2002 г. приобрела акций российских компаний на $38,3 млн, а в 2006 г. продала их в общей сложности на $510,6 млн, заработав благодаря стремительному росту российского фондового рынка $472,3 млн. В феврале 2006 г. она заплатила $113,3 млн налога на прибыль по ставке 24%. Чистую прибыль, а также оставшийся капитал (на общую сумму $418,7 млн) "Камея" в виде дивидендов перечислила материнской компании на Кипр, говорит Браудер. В апреле 2006 г. она заплатила с этой суммы $22 млн в виде налога по ставке 5%, как то и предусмотрено, по словам Браудера, соглашением между Россией и Республикой Кипр от 1998 г.

Федеральная налоговая служба никогда не подвергала сомнению правильность платежей "Камеи", говорит Браудер. "Мы уверены, что единственная цель всего этого – дискредитировать Hermitage и меня, чтобы не дать мне возможность получить [российскую] визу", – заявляет он.