ЕС проверит рейтинговые агентства

Евросоюз намерен выяснить, адекватно ли рейтинговые агентства предупреждают инвесторов о рисках. Расследование, актуализированное кризисом высокорискованных ипотечных кредитов, может привести к полной перестройке бизнес-модели агентств – оплата должна будет идти от тех, кто использует исследования, а не тех, чьи продукты оцениваются.
Newsru.com

Европейский союз (ЕС) проведет расследование в отношении рейтинговых агентств, выполняют ли они адекватно свою работу по предупреждению инвесторов о рисках, в частности, связанных с высокорискованными ипотечными кредитами (subprime), передает “Интерфакс” со ссылкой на The International Herald Tribune. Расследование проводится в связи с кризисом на мировых рынках, вызванным проблемами в сегменте subprime в США. Руководить расследованием будет представитель Еврокомиссии по внутренним рынкам Чарли Маккриви, который будет заниматься в том числе проверкой менеджмента агентств и выяснением возможного конфликта интересов.

“Озабоченность вызывает их [агентств] медлительность в отношении ухудшения рыночных условий с середины 2006 г.”, – говорит представитель Еврокомиссии Антония Мохан. Агентства стали быстро снижать рейтинги бумаг, обеспеченных ипотечными кредитами в этом году, хотя проблемы появились еще в прошлом. ЕС беспокоит ситуация, когда агентству платят эмитенты, которым они должны присваивать рейтинг, что подрывает контролирующие функции агентств.

Одним из вероятных шагов Маккриви может стать полный запрет такой практики.

Это приведет к полной перестройке бизнес-модели агентств – оплата должна будет идти от тех, кто использует исследования, а не тех, чьи продукты оцениваются.

Другая проблема – система рейтингов отстает от развития финансовых рынков.

В 2000 г. аналитики S&P на основании данных от ипотечных кредиторов решили, что дефолт по комбинированному кредиту — когда заемщик в дополнение к ипотечному кредиту берет второй, пуская его на первоначальный взнос (который обычно составляет 20%), — не более вероятен, чем по обычному ипотечному кредиту. Через шесть лет S&P изменило мнение, но было поздно. Эта и другие кредитные новинки способствовали росту рынка высокорискованных ипотечных кредитов до $1,1–1,3 трлн.

Высокие рейтинги обеспечивали массовость секьюритизации, давая кредиторам деньги для выдачи все новых, зачастую более рискованных кредитов. В 2006 г. S&P провело собственный анализ платежей по 640 000 комбинированных кредитов, выданных в 2002 г. Выяснилось, что вероятность дефолта по ним на 43% выше, чем по обычным. С июля S&P повысило размер обеспечения по новым выпускам ипотечных бондов, но не изменило рейтинги по уже обращающимся, заявив, что ему нужно дополнительное время для оценки платежей по комбинированным кредитам. Это позволило рынку высокорискованной ипотеки процветать до конца 2006 г.

В ноябре 2006 г. Moody’s заявило, что ситуация на рынке ухудшается: агентство заметило, что по необычно высокому числу высокорискованных кредитов заемщики не произвели даже первого платежа в счет погашения.

К июлю 2007 г. почти по трети высокорискованных кредитов, выданных Washington Mutual, задерживались платежи либо был объявлен дефолт. В середине июля S&P и Moody’s понизили или поставили на пересмотр рейтинги более 1000 выпусков бондов на $17,3 млрд. По некоторым из них S&P, например, снизило рейтинг на пять пунктов — с А- до ВВ. “У вас были горы данных, — кипятился на телеконференции Moody’s после этого объявления Стив Эйсман, управляющий директор хедж-фонда Frontpoint Partners. — Несмотря на это, ваши предсказания [по ипотечным облигациям и заложенным в них кредитам] оказались совершенно и абсолютно ошибочными”. “Мы оценивали информацию, которая у нас была в то время”, а она оказалась “не такой достоверной, как ожидалось”, защищался Николас Уэйлл, директор по кредитам Moody’s.

В 2006 г. Standard & Poor’s выставило рейтинги по 646 выпускам облигаций на $533,53 млрд, обеспеченных высокорискованными ипотечными кредитами, Moody’s — по 637 выпускам на $533,8 млрд, Fitch Ratings — по 265 на $244,3 млрд, DBRS — по 81 на $64,8 млрд.