Ни военной агрессии, ни газопроводов

Территория прикаспийских государств не может быть предоставлена третьим сторонам для агрессии против соседей. Как заявил сегодня в Иране президент России Владимир Путин, этот пункт содержится в декларация саммита пяти прикаспийских государств. Разговоры о военном присутствии США в Азербайджане ведутся давно, напоминают эксперты.
Д.Гришкин

Декларация саммита пяти прикаспийских государств содержит пункт о невозможности предоставления территории этих стран третьим сторонам для военной агрессии против соседей, заявил сегодня в Иране президент России Владимир Путин.

Эту декларацию планируется принять по итогам начавшегося Каспийского саммита Ирана, России, Азербайджана, Казахстана и Туркмении в Тегеране, куда Путин прибыл во вторник утром. В настоящее время вооруженные силы стран, не имеющих выхода к Каспию, не размещены на территориях прикаспийских стран, но разговоры о военном присутствии США в Азербайджане ведутся уже давно. По словам источника в Минобороны России, США активно развивают с Азербайджаном и Казахстаном военное сотрудничество по программе "Каспийский страж" с прицелом на получение новых разведывательных возможностей против Ирана и России. А после смены руководства Туркмении американцы всерьез интересуются возможностями разместить свои военные объекты и в этой стране, говорит Иван Сафранчук из вашингтонского Института мировой безопасности: очевидно, что эти планы направлены не только для охраны транзита энергоресурсов на Запад, но и против Ирана.

Впрочем, и Азербайджан, и, тем более, Туркмения, которая вообще славится не слишком буквальным отношением к подписанным ей документам, всегда могут найти отговорку, заявив, что эти возможные военные объекты третьих стран не предназначены для агрессии, считает Сафранчук.

Российский президент заявил также в Тегеране, что проекты по разработке энергоресурсов на Каспии, которые могут затронуть экологию бассейна, должны получать санкцию всех пяти прикаспийских стран. Этот подкоп под транскаспийский газопровод из Туркмении в Азербайджан, который лоббируют США и ЕС, и вряд ли это предложение будет одобрено теми же Туркменией и Азербайджаном; также оно может ослабить позиции Москвы в вопросе об экологической безопасности газопровода Nord Stream на Балтике, считает Сафранчук.