Образование стало двухуровневым со второго раза

Совфед со второй попытки одобрил законопроект о переходе на европейскую систему образования. Сначала Совет Федерации большинством голосов (80 против 31) отклонил законопроект. Политическое решение на уровне руководства страны было принято, поэтому отклонить проект сенаторы не могли, уверены эксперты.
М.Стулов

Совет Федерации со второй попытки одобрил правительственный законопроект о переходе на европейскую двухуровневую систему образования.

На утреннем заседании Совфед сначала большинством голосов (80 против 31) отклонил законопроект. Принятие этого закона будет иметь самые негативные последствия, горячился спикер Сергей Миронов, он ограничивает право студентов на получение качественного образования. "Зачем нам признание дипломов (за рубежом)? У нас и так страшная утечка мозгов!", – цитирует Миронова "Интерфакс".

Однако через полчаса по предложению того же самого Миронова проект был повторно поставлен на голосование и одобрен.

Так что с 2008 г. в России появятся два самостоятельных уровня высшего образования с отдельными госстандартами, вступительными экзаменами и итоговой аттестацией. Первый уровень – бакалавриат (3-4 года обучения), второй – магистратура (два года после бакалавриата), а по некоторым программам, в частности по медицинским, вузы продолжат готовить специалистов не менее пяти лет.

Студентов-бакалавров будут учить базовым профессиям (их число сократится со 120 до 60-100) – например, инженер, журналист, – а углубленную специализацию (инженер-атомщик, журналист-телевизионщик) будут преподавать поступившим на второй уровень, исходя из кадровых потребностей экономики.

Переход на двухуровневую систему образования не ухудшит качество подготовки выпускников, говорит первый проректор Высшей школы экономики Лев Якобсон: "Рынку не нужны узкие специалисты - более половины российских выпускников не находят работу по специальности". По его мнению, выпускникам нужны базовые знания, а дальнейшая "доводка" будет происходить уже на предприятии.

Бакалавр – это недоученный специалист, а вузы должны сами решать, переходить ли им на двухуровневую систему, считает ректор Института международного права и экономики им. Грибоедова Павел Пилипенко.

Переход на двухуровневую систему не очень популярен, но политическое решение на уровне руководства страны было принято, поэтому отклонить проект сенаторы не могли, уверен замдиректора Института социальных систем Дмитрий Бадовский.