"Газпром" останется неделимым

Россия не станет следовать примеру ЕС и делить "Газпром" на добывающую и транспортную компанию. Это пообещал первый вице-премьер Сергей Иванов. Для будущих покупок в Европе к "Газпрому" будут применяться те же правила, что и для компаний ЕС, обещают чиновники Еврокомиссии.
М.Стулов

Россия не станет следовать примеру ЕС и делить "Газпром" на добывающую и транспортную компанию, пообещал первый вице-премьер Сергей Иванов.

В сентябре этого года Еврокомиссия предложила Европарламенту проект энергореформы для ЕС, по которой поставщикам энергоресурсов – газа и электроэнергии – стоит запретить контроль над магистральными сетевыми активами (газопроводами и высоковольтными линиями электропередачи). Если к 2009 г. Европарламент и все страны ЕС согласятся на такие поправки, они ударят по всем европейским энергогигантам – E.On, Gaz de France, Eni и проч. Им либо придется продать сетевые активы, либо передать их в управление независимым операторам.

Еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс не раз говорил, что настаивать на разделении ЕС может лишь в отношении европейских компаний. Делить или не делить "Газпром" – дело России. "Я не отвечаю за "Газпром", не отвечаю за энергополитику <...>, но думаю, что делить "Газпром" никто в России в здравом уме не будет", – заявил Сергей Иванов в интервью радиостанции "Русская служба новостей", комментируя последние инициативы ЕС. И сама Россия, по его словам, не собирается "кому-то что-то диктовать" или "оказывать давление", добавил вице-премьер.

Для будущих покупок в Европе к "Газпрому" будут применяться те же правила, что и для компаний ЕС, обещают чиновники Еврокомиссии. Пока у "Газпрома" нет контрольных долей в магистральных газопроводах ЕС. Исключение – 51% в компании Nord Stream AG, которая строит одноименный морской газопровод между Россией и Германией. Попадет ли этот проект под будущие ограничения ЕС, еще не ясно. Во-первых предполагаются исключения (хотя бы временные) для новых инвестпроектов. Во-вторых, сам газопровод, который доходит до германского побережья, могут не признать только европейской сетью, объясняли недавно чиновники Еврокомиссии.

Разделение "Газпрома" обсуждалось в России в конце 1990-х, как и еще двух монополий – РАО "ЕЭС России" и РЖД. РАО ЕЭС давно выделило инфраструктуру, теперь она у Федеральной сетевой компании, а само РАО исчезнет в 2008 г.

Выделение из РЖД перевозочного бизнеса пока только в планах. А вот реформа "Газпрома" вылилась в то, что основные его бизнесы – добыча, транспорт, переработка и хранение газа – передаются 100%-ным "дочкам".