Диктофон для Минфина

Банк спросил Минфин, можно ли уменьшить налогооблагаемую прибыль на расходы на стоимость цифрового диктофона. Пусть банк сам решает, следует из ответа за подписью замглавы налогового департамента Сергея Разгулина. Налогооблагаемую прибыль можно уменьшить на любые затраты, произведенные "для осуществления деятельности, направленной на получение дохода".
Д.Гришкин

Минфин устал отвечать на мелкие вопросы. Банк спросил финансовое ведомство, можно ли уменьшить налогооблагаемую прибыль на расходы на стоимость цифрового диктофона, купленный для того, чтобы с его помощью с материалами семинаров знакомилось большое количество работников, пишет компания.

Пусть банк сам решает, следует из ответа за подписью замглавы налогового департамента Сергея Разгулина. Налогооблагаемую прибыль можно уменьшить на любые затраты, произведенные "для осуществления деятельности, направленной на получение дохода". Важны "намерения получить экономический эффект". Оценивать же "целесообразность, рациональность, эффективность или полученный результат" - не задача налоговиков, следует из письма. Только сама компания "вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность".

Минфин воспроизводит позицию летнего решения Конституционного суда (КС). Эти выводы были и в решения Высшего арбитражного суда. После решения КС стало тяжелее вести споры об обоснованности расходов, жалуется сотрудник налоговых органов. Сам Минфин, отвечая ранее на запрос депутатов, написал, что если налоговики считают размер затрат нецелесообразным, тодолдны использовать механизм контроля за трансфертными ценами, а не признавать расходы необоснованными.

ФНС в письме депутатам (похожая позиция содержится и в некоторых внутренних документах) также указала, что нужно оценивать «не возможность деятельности без тех или иных расходов, а связь расходов с деятельностью, направленной на получение дохода".

Очень важно, что теперь Минфин стал конкретизировать выводы в ответах на вопросы компаний, говорит партнер юркомпании Taxadvisor Дмитрий Костальгин: на местах инспекторы по-прежнему пытаются анализировать целесообразность расходов, таким образом, они превращаются во внешних контролеров руководства компании.

Часто возникают споры по приобретенным нематериальным активам, например брендам. Случаются и курьезные судебные споры, например, о возможности уменьшить доходы на расходы на боксерский мешок и другой спортивный инвентарь, на тонировку окон, аквариумы, питьевую воду, на услуги по уходу за комнатными растениями. В майском письме Минфин указал, что "приобретенные подставки и горшки для комнатных растений для оформления интерьера в офисе не являются расходами, связанными с осуществлением деятельности организации".