ВТО автопрому не помеха

Российский автомобильный рынок при вступлении России в ВТО будет открыт не раньше 2014-2015 гг. При вступлении в ВТО есть 7-летний переходный период, а снижение пошлин на ввоз автомобилей будет происходить в его последние три года, объяснил замдиректора департамента торговых переговоров МЭРТ Андрей Кушниренко.
Д.Гришкин

Российский автомобильный рынок при вступлении России в ВТО будет открыт не раньше 2014-2015 гг., заявил замдиректора департамента торговых переговоров Минэкономразвития Андрей Кушниренко на конференции по развитию автопрома в Торгово-промышленной палате.

Сейчас пошлина на ввоз новых иномарок составляет 25%, подержанных не старше 7 лет – тоже 25%, а старше 7 лет – значительно выше этой планки и рассчитывается в зависимости от объема двигателя. Если Россия станет членом ВТО в 2008 г., то все обязательства по тарифному регулированию вступят в силу с начала 2009 г. Но условия вступления в ВТО предполагают 7-летний переходный период для автопрома, и снижение пошлин на ввоз автомобилей будет происходить не линейно, а в последние три года из этого 7-летнего периода, то есть открытие рынка произойдет не ранее 2014-2015 г., объяснил Кушниренко. Пошлины на ввоз новых иномарок постепенно снизятся до 15%, на иномарки до 7 лет – до 20%, а на иномарки старше 7 лет останутся на запретительном уровне.

Даже существующие пошлины на новые иномарки не сдерживают их объемы продаж, считает эксперт по автопрому компании A.T. Kearney Евгений Богданов. Он считает, что рынок будет открыт не раньше 2015-2016 гг., ведь Россия вступит в ВТО не раньше 2009 г. Рынок будет расти еще как минимум 5 лет, но не исключено, что в 2014-2015 г. его рост может прекратиться, считает эксперт компании Ernst&Young Иван Бончев. Снижение пошлин не приведет к росту импорта, считает он. Основная доля иномарок, которые будут ввозиться в Россию к этому времени будет в высокой ценовой категории. Ввоз же недорогих новых автомобилей замедлится – ведь к тому времени будет сформирован внутренний рынок подержанных иномарок, которые покупаются новыми сейчас. К тому же большинство автоконцернов уже построит свои заводы в России. По оценке Минпромэнерго, заявленные производственные мощности по производству иномарок уже сейчас составляют 1,446 млн автомобилей в год. Но Богданов не верит, что все эти мощности будут полностью загружены. По его словам, иномарок к 2015 г. будет выпускаться около 1,15 млн штук при общем объеме рынка 2,6-2,7 млн. Автомобилей отечественных брендов будет продаваться 650 000, объем импорта новых иномарок составит 750 000, подержанных – 100 000-150 000, посчитал он.