Салтыков-Щедрин подписался за Касьянова

Владимир Чуров показал, как проверяют подписи, сданные за кандидата в президенты Михаила Касьянова. В папке из Тверской области обнаружилась подпись Брудастого Ивана Ивановича - губернатора из "Истории одного города" Салтыкова-Щедрина. Обнаружены и "мертвые души" - 200 сборщиков в 48 регионах.
Е.Стецко

Председатель Центризбиркома Владимир Чуров показал главным редакторам и журналистам ведущих СМИ, как проверяют подписи, сданные за кандидата в президенты Михаила Касьянова.

Накануне избирком объявил, что обнаружил 15,6% брака в 400 тыс. выборочно взятых на проверку подписей. Эксперты взяли на дополнительную проверку еще 200 тыс. подписей. Она будет закончена к 27 января, когда будет вынесено решение о регистрации Касьянова или отказе в ней, обещал Чуров.

Сегодня же журналистам показали, как хранятся подписи и как работают подчерковеды. Секретарь Центризбикома Николай Конкин рассказал, что 16 экспертов-графологов проверяют подлинность подписей в две смены, с 9:00 до 16:00 и с 16:00 до 23:00 часов. Каждое нарушение фиксируется в составляемую ведомость.

По классификации Центризбиркома, в подписных листах может быть допущено 31 нарушение в оформлении подписей. Вот примеры: подпись кандидата или доверенного лица сделана раньше по времени, чем самого подписанта; в подписном листе содержатся неподтвержденные сборщиком исправления.

Журналистам не стали показывать подписные листы, ссылаясь на закон о персональных данных. Зато показали нескольких любопытных подписантов.

В частности, эксперты нашли в папке из Тверской области подписи Брудастого Ивана Ивановича и Сердащенко Олега Станиславовича. При проверке таких людей в Тверской области не нашлось, зато кто-то из проверяющих вспомнил, что в Тверской губернии вице-губернаторствовал Михаил Салтыков-Щедрин, а фамилия Брудастого не что иное, как фамилия его героя - губернатора из города Глупов. И графологи, и журналисты в один голос признали - подписи Сердыщенко и Брудастого выполнены одним и тем же почерком.

Чуров сообщил, что из милиции поступили сигналы о нарушениях в Рыбинске Ярославской области, из Марий-Эл и даже два заявления от граждан и одно – от депутата Государственной думы. В Рыбинске действительно задержали несколько человек, подозреваемых в причастности к подделке подписей.

Представители штаба Касьянова сетовали, что по квартирам многих сборщиков прошелся рейд сотрудников региональных УБОПов, и милиционеры, ссылаясь на письмо из Центризбиркома, оказывали психологическое давление на участвовавших в сборе подписей с целью заставить их или отказаться от подписей, или письменно подтвердить участие. Но на вопрос "Ведомостей", располагают ли в ЦИК такими данными, Чуров отметил, что подобная информация - на 100% очернение Центризбиркома, из которого ни одного подобного письма не отправлялось.

Зато, как отметил секретарь комиссии Николай Конкин, в Курской области уже 11 сборщиков подписали письмо, в котором говорится, что их подписи подделаны, а сами они не принимали участие в процедуре сбора подписей.

Обнаружены, по словам Конкина, и несуществующие сборщики: мертвых душ - или тех, кто свое участие отрицает, – порядка 200 человек в 48 регионах.

Вместе с тем, Центризбирком, как уверяет Чуров, эти данные от правоохранительных органов при проверке подлинности подписей не использует: признание подписей недействительными происходит лишь на основе заключений экспертов.

Подписи второго самовыдвиженца, лидера Демпартии Андрея Богданова, уже проверены: в них найдено менее 5% брака. Журналисты заподозрили, что требование закона - не более 5% брака в 2 млн подписей - выполнить в принципе нереально и поинтересовались: может, кандидата Богданова проверяли не столь пристально, как оппозиционера Касьянова. Но в ЦИК не видят в результате Богданова ничего предосудительного: брак кандидата в президенты Владимира Путина в 2004 г составил 1,5% подписей, чуть больше нашли у кандидата Сергея Миронова, вспомнил Конкин.