Восемь лет на борьбу со спамом

Восемь лет Япония пытается бороться с несанкционированными рассылками по электронной почте. На этот раз министерство по административным делам и коммуникациям Японии решило полностью запретить рассылку рекламных сообщений без согласия получателей.
С.Портер

Восемь лет Япония пытается бороться с несанкционированными рассылками по электронной почте. На этот раз министерство по административным делам и коммуникациям Японии решило полностью запретить рассылку рекламных сообщений без согласия получателей, пишет "Прайм-ТАСС" со ссылкой на японскую газету Nikkei.

В ближайшее время в парламент будет внесен соответствующий законопроект. Если закон будет принят, то провайдеры будут обязаны предоставлять министерству информацию о компьютерах, с которых идет рассылка спама. К тому же, штраф за спам может быть еще увеличен.

Это уже не первая попытка японцев сократить количество спама в электронной почте - первый закон был принят еще в 2002 г. В соответствии с ним, в рекламных письмах стало необходимо указывать имя и название компании, от имени которой идет рассылка. А в 2005 г. в закон внесли поправки: за рассылку спама полагался штраф до 1 млн иен (примерно $10 тыс).

Правда, как пишет Nikkei, до 90% всего спама на почту японских пользователей приходит из-за рубежа, и его авторы не попадут под местное законодательство.

Спам – это любое сообщение, которое приходит пользователю без его на то согласия, поясняет директор департамента аудита компании «Информзащита» Максим Эмм. Попробовать запретить спам можно, и такие инициативы были и в России, рассказывает он, но пока ничем не закончились – законодательство не будет работать, если его нельзя реализовать физически. Решить проблему можно, только регламентировав доступ в интернет, а значит ограничив его базовый принцип – свободу распространения информации, говорит Эмм.

Директор направления аутсорсинга ИТ-безопасности "Лаборатории Касперского" Андрей Никишин рассказывает, что закон, регулирующий рассылки, принят в США. Он четко прописывает отличие спама от так называемого direct marketing (у него сильное лобби в США): у сообщений direct marketing должен быть реальный электронный адрес отправителя, слово "реклама" в теме письма, а также возможность отписаться от рассылки.

В России понятие нежелательных рассылок прописано в законе "О рекламе". Вступившая в силу с 1 июля 2006 года новая редакция закона "О рекламе" предусматривает, что распространение рекламы по сетям электросвязи допускается только при условии предварительного согласия адресата на ее получение, причем бремя доказательства наличия такого согласия лежит на распространителе рекламы. То есть любой отправитель спама нарушает законодательство о рекламе, за что может быть оштрафован на сумму до 5000 МРОТ.

Но прецедентов исков к спамерам опрошенные эксперты не знают.

Настоящих спамеров сложно вычислить, поскольку они рассылают письма с подставных адресов и из так называемых зомби-машин (зараженных компьютеров), говорит Никишин, а заказавшие такую "рекламу" компании всегда могут заявить, что не в курсе методов работы нанятых ими рекламных агентств.